Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Организация римского легиона.

Затронули тут тему легионеров, и это напомнило мне...


Фаланга, манипулы, когорты...

Римский легион типично имел размер порядка 4-7тыс человек. Изначально легион строился в фалангу, но сплошная линия фронта оказалась невыгодной, и римляне перешли к очаговой обороне, разбив легион на манипулы. Манипула типично состояла из 120ч тяжеловооружённых бойцов (гоплитов), плюс каждой из манипул придавались 40ч легковооружённых бойцов (велитов). Легион строился по 12х манипул в ряд, по 3х манипулы в глубину, итого 36х манипул, по бокам его были две группы кавалерии из 5-6х турм по 30 конных бойцов каждая, плюс легковооружённые воины спереди построения легиона.

Ранний состав легиона:
36х _40ч группа велитов;
36х 120ч манипула пехоты;
12х _30ч турма конников.

Манипулы строятся на поле в шахматном порядке, в промежутках между центуриями стоят центурионы, сияя своими золотыми доспехами и создавая впечатление лёгкой добычи. Боевые порядки сближаются, и наконец происходит контакт, удар, однако манипула тяжелее фаланги, и начинает ту своим телом дробить. Фаланга обтекает манипулы, натыкается на центуриона и опять же его обтекает, пытаясь взять в кольцо. Получается двойной перегиб, ширина боевого порядка увеличивается даже не втрое, а вчетверо-вшестеро, следовательно фаланга разрежается, и в этот-то разреженный строй и бьёт манипула второй линии, в какие-то секунды, прежде, чем центурион будет убит, прорывая фалангу в самом её слабом истончённом месте, после чего просто бежит дальше в тыл противнику, оставляя судьбу опрокинутых бойцов противника своей последней линии, легковооружённым велитам, и триариям. Судьба фаланги решена, бой превращается в бойню, потому что даже одиночный прорыв, это прорыв, в тыл фаланги уже зашли бойцы, производя охват и даже быть может окружение, если конечно к моменту полного окружения эта бойня ещё будет продолжаться. Три легионера на одного фалангиста, это гарантированная смерть. Это действительно бойня.

Ещё бы манипулы не были бы эффективны против фаланги, ведь они рвали эту фалангу как зубами. Однако, если вместо фаланги будут точно такие же манипулы, то финт даром не пройдёт. Манипула истончаться не будет, для центуриона встреча противника отдельно от коробки строя будет гарантированным самоубийством, вобщем зубы манипул сомкнутся, упрутся друг в друга. Получается позиционный тупик. Это западло. Чтожеделать? Ответ очевиден. Для решения проблемы необходимо ещё более увеличить концентрацию бойцов на участке прорыва, а, следовательно, увеличить промежутки между манипулами, смыкая их в группы по три, образуя когорты. Почему по три? Ответ тривиален: когорта бьёт своим центром в манипулу, своей утроенной массой опрокидывая её точно также, как и фалангу. Далее задача сводится к предыдущей. :)) Ну и конечно же всплывает вопрос: а когортой против когорты что делать-то? И снова тривиальный ответ: ещё раз смассировать силы, соединив когорты потрое, получая полк. Хотя не, полк, это мелко. :)) Зачем дробить силы без нужды? У противника-то как раз когорты раздроблены, разбиты в два-три ряда, и объединение бойцов в одну коробку даёт тройное превосходство над когортами первой линии противника. Фаланга конечно же будет когорты опять же обтекать, но в случае когорт перегиб будет не так уж и резок, плюс число этих перегибов будет невелико, вобщем у фаланги против когорт могут быть очень неплохие шансы.

Итого, на тактическом уровне манипулы бьют фалангу, когорты бьют манипулы, а фаланга бьёт когорты. Роты бьют полки, батальоны бьют роты, а полки бьют батальоны. Усиленные роты рвут линию фронта, батальонные тактические группы выбивают роты, а бригада со своей линией фронта и централизованными резервами рассеивает батальоны. Но малые подразделения имеют возможность нащупать слабые места в боевых порядках бригады, своими провокационными действиями они заставляют бригаду расходовать резервы, оголять фланги, куда возможно будет потом нанести болезненный удар. Генералов обычно пленяют лейтенанты. :))) Рота, это тактическая инфантерия, она связывает противника боем, накапливая уязвимости в его боевых порядках, чтобы потом вопрос разрешился одним-единственным ударом бронекавалерии. Манипулярная тактика. А за тактическую кавалерию будет батальон, т.е. когортная тактика. А за тактическую артиллерию будет фаланга, потому что воевать фалангами, это пик мастерства! Кто не верит, пусть попробует выстроить хотя бы десять человек, попробует ими помаршировать, и потом подумает, а каково оно рулить коробкой в десять тысяч человек. Воевать фалангами, это пик мастерства! Но это очень грубая абстракция, потому что манипулы с когортами и фалангами принципиально не сочетаются, в отличие от родов войск. Здесь нужно выбирать одно из трёх, зачем, собственно, кубику и дадены все эти шесть граней. И да помилуют вас боги! Впрочем, заведомо проигрышный вариант лишь один из трёх, и матожидание жребия более чем благосклонное. Эдакая извращённая тримация, да. :))


Когорты были всегда!

Да, вот так. Традиционно считается, что когорта есть явление достаточно позднее, вот только высокоуровневые формирования внутри легиона заложены изначально, пусть это и не проявляется в такой чёткой форме. Легион со своими 4-7тыс бойцов, это бригада. Легат легиона, это генерал. Но у легата в подчинении четверо трибунов, следовательно, легион изначально делится на четыре части, по 1-2тыс бойцов, т.е. на полки. Трибун, это вобщем полковник. Римский полк, это девять центурий и три турмы всадников. О! Турма! Совершенно естественно, что этот полк штатно бьётся на три части, что даёт три батальона по три центурии при одной турме. И практически наверняка этим батальоном командовал майор, командир отряда всадников, потому что всадники представляли собой наиболее привелегированное сословие. Каждый всадник по рангу был как минимум с декана гоплитов, т.е. сержанта, а декан всадников в свою очередь приравнивался к лейтенанту центуриону, т.е. командир этих всадничьих деканов имел ранг капитана-майора, и вполне мог командовать центурионами гоплитов, уже просто потому, что у тех звания ниже. Впрочем, в кавалерии практически наверняка деканы командовали не дюжинами бойцов, а полудюжинами. Хм. Это что же получается, что шестипалые ромеи приравняли лошадов к бойцам? Вобщем римский батальон, это турма всадников при поддержке трёх центурий, соответственно, одной центурии гастатов, одной центурии принципов, и одной центурии триариев.

Римский батальон, это банальная когорта, и это изначально наиболее мелкое автономное подразделение. Более того, большинство боёв как раз и велось отдельными батальонами, потому что легион под командованием легата может быть только на одном поле, и только разбивание легиона на отдельные полки, батальоны, центурии, позволяет решать легионом не одну задачу одновременно, а сразу 4-12-36 задач, что только и может позволить полноценно владеть территорией. Ну никто не будет брать захолустную деревеньку в три дома целым легионом. Легату похуй, он занят, так что тот пошлёт трибуна. Трибуну тоже похуй и недосуг, так что он шлёт своего дежурного турмчего, мальчика-мажора, усиляя того, чтобы он не проебал коней, одной линией своей фаланги, т.е. когортой. Ну а дальше этот всаднег учиццо гонять центуриями по полям окрестных ебеней всяких варваров и папуасов, повышая свои шансы на занятие в будущем должности трибуна. Ну а кто ещё? Трибунами не рождаются, трибун должен быть умелым и опытным полководцем, что возможно получить только в пылу сражений. Мало, мало родиться мажором, нужно ещё и доказать своё первородство. :)) Вобщем когорты действительно были всегда. Разве что тактика их использования скорректировалась. Может быть.


Организационно-штатная структура римской когорты.

Типовой состав когорты:
120ч - велиты, легковооружённые бойцы;
120ч - гастаты, гоплиты с бедным вооружением;
120ч - принципы, гоплиты с средним вооружением;
120ч - триарии, тяжеловооружённые гоплиты;
_30ч - турма для всадников;
_16ч - операторы баллистических баллист.

Что-то мне это напоминает...

Уточнённый состав когорты:
256ч - линейные инфанты - велиты и гастаты;
128ч - линейные кавалеры - принципы;
_64ч - линейные артисты - триарии;

_32ч - тактические инфанты - всадники;
_16ч - тактические кавалеры - баллисты;
__8ч - тактические артисты - ???.

Велиты и гастаты, это по сути дела легковооружённые бойцы. У гастата недостаточно монет, чтобы переплавить их в панцирь, у него в наличии только меч, щит, и шлем, т.е. оно отличается от велита, прямо скажем, ничем. Это инфанты, которых в принципе вполне можно записать в одну строку, получая 240х бойцов, две "дюжины дюжин". Хотя... Центуриона в центурии ведь два? И центурия штатно бьётся пополам, по 60ч. Нет, всё было не так, и декан на самом деле октан. Потому что именно так -- правильно. Вобщем центурия не по 120ч, а по 128ч. Вот. Четыре окты октанов, это инфанты, а кавалеров должно быть вдвое меньше, т.е. две окты октанов, 128ч, полная центурия. Октановые числа рулят! Да, принципы, это вобщем кавалеры и есть, потому что это уже тру-гоплиты, в отличие от нищих гастатов. Ну а триариев достаточно половины от принципов, одна подцентурия, и видимо оно изначально и было именно так, пока до власти не дорвались глупы и пятипалы ромеи. :))

Велиты, гастаты, принципы, триарии, это линейные бойцы, которые ходят по полю строем. Это одна боевая единица, которая принципиально не имеет тактических фич. Тактика начинается с всадников, которые за счёт лошада получают бонус в манёвре и уже могут бить не в лоб, а выбирая слабое место. Римские всадники, это изначально не бронекавалерия, а обычная пехота, но с тактическими бонусами (+100 к манёвру). Вобщем это инфант пехотного усиления, который придаётся когорте в составе четверти центурии, 32-36ч. Я не знаю, сколько пальцев было у ромеев, но это вобщем неважно. Вот. Ну а тактическая кавалерия, это нечто истребительное. На бронекавалерию ромеи пожмотились, а безбронная кавалерия обязана быть дистанционной и баллистической. Вобщем ленточного питания ромеи изобрести не сподобились, с автоматизацией у них тоже было херово, равно как и с химией, так что смертоносный механизьм требовал расчёта минимум в два человека, будучи мускульным, неточным и медлительным. И таких механизьма у ромеев было как раз два на центурию (один на подцентурию), или где-то 8х на когорту, что даёт требуемые 16ч экипажей, чтобы занять место в ОШС. А восьмеро артистов находятся за гранью моего понимания. Они вроде как должны выбить баллисты противника. Неужели конные снайпера-лучники?


Классификация бойцов.

В целом выделяется три типа бойцов: мечники, копейщики, и пикинёры. Размер имеет значение, да. :)) Мечники идеальны в стеснёных условиях: на пересечённой местности, в собачих свалках, и т.д. А вот в поле мечик начинает сосать, потому что против копейщика мечник может только оброняться, но никак не нападать. Мечник в поле, это дичь, почему чистых мечников можно сказать что не бывает. Но копьё-то тоже имеет вполне ограниченную длину, потому что работать им нужно одной левой правой рукой, что существенно ограничивает массогабарит, и в то же время законы физики никак не запрещают сделать ещё более длинное копьё, изначально для работы с двух рук, и такое копьё называется пикой. Пикинёр может атаковать цель, не входя в зону действия её оружия, однако пика уже более-менее парируется мечом, и мечник может войти в мёртвую зону пикинёра, после чего уже пикинёр превращается в дичь. Пикинёр более-менее успешно бьёт тяжёлые и сложные цели, но он беззащитен против ударов инфантов.

Типовой меч имеет клинок длиной до ярда, потому что только такой клинок можно без извращений вложить в поясные ножны, которым придётся путаться под ногами и всячески мешать. Ростовой двуручник уже нужно носить исключительно за спиной, да и смысл его будет проявляться только на свободном пространстве, потому что его кончик будет описывать круг радиусом до двух с половиной метров. Да, мечник с двуручником разгоняет строй противника, так что после него остаётся реально улица шириной пять метров. Но и сам мечник не может приблизиться к местным предметам ближе, чем на два-три метра, чтобы не дай бог не затормозить свой меч. Вобщем двуручник можно смело приравнять к древковому оружию, и даже классический одноярдовый меч неудобен для собачих свалок, зачем, собственно, к любому вменяемому мечу и прилагается кинжал с однофутовым клинком. Правильный меч для собачьей свалки должен иметь небольшую длину, т.к. для ударов в корпус достаточно классического кинжала, а двухфутовый клинок способен достать до любой точки тела оппонента при контакте щитами, почему римский гладий и ограничен такой длиной. Более крупные мечи эффективны только при разреженных боевых порядках.

Двухфутовый клинок позволяет достать цель максимум в полутора метрах от бойца, и для получения превосходства над таким мечником достаточно добавить один фут длины, т.е. заполучить клинок длиной в ярд. Ростовое короткое копьё, пилум, удобен для атаки вооружённого мечём легионера, и даже из-за спины товарища. Да, пилум вполне можно и метать, но вот незадача -- после броска преимущество в длине переходит к противнику. Да, у легионера как раз на такой случай есть второй пилум, но после его броска уж точно преимущество в длине перейдёт к противнику. Так что пилум конечно вполне себе метается, но только в экстремальных случаях. Например, для легионеров первой шеренги, которым перед столкновением с противником нужно резко освободить руки, чтобы выхватить мечи. А в нормальных условиях пилум является полноценным копьём, которое дублируется на случай застревания в том же щите. Но это застревание никак не является самоцелью, потому что оно ослабляет самого бойца. Ну и кончик у пилума был отнюдь не мягкий, всё-таки железный прут сантиметровой толщины гнётся откровенно хреново, даже ногой. Железо на кончике пилума не для защиты от перерубания будучи торчащим из щита, а для защиты от перерубания вообще. Когда безкопейного легионера будут ворошить пилумом, тот будет яростно пытаться его перерубить, чтобы хоть как-то выровнять шансы. Пилум штука классная, и он ушёл в отсев только по причине появления полноценных мечей с одноярдовым клинком, которые вобщем тот же пилум, только круче.

Пилум, это короткое копьё, длина которого минимально достаточна. Но эта длина недостаточна в общем случае, потому что всегда можно взять ещё более длинное копьё. Пилум весит до 1.5кг, плюс ещё по 0.5кг на каждый дополнительный метр длины, и на 2-3кг получается взять копьё длиной порядка 4м, которым уже можно и лошада завалить. Вот это и есть полноценное копьё. Пусть оно не так манёвренно, как пилум, но его удар достаточно мощен, чтобы пробить щит и быть может даже доспех, особенно, если на копье будет сразу несколько бойцов. Это копьё весит столько же, сколько пара пилумов, т.е. его стандартно дополняют двухфутовый меч, щит, и доспех. Говоря другими словами, копьё не имеет мёртвой зоны, потому что боец в любое время может с копья перейти на меч. Это и есть оружие римского кавалера, которое как минимум не уступает как мечам, так и коротким и средним копьям, с большой вероятностью позволяя пробивать защиту бойцов противника. Но наиболее эффективно такое копьё по связанным боем целям, так что кавалеры с такими копьями должны дополняться инфантами с пилумами, которым можно иметь более лёгкое вооружение, чтобы меньше подставляться под копья противника.

Четырёхметровое копьё опять же не предельно, и можно заполучить нечто большее, позволяющее получить преимущество над копьём. Но четырёхметровое копьё является предельным для использования одной рукой, так что следующая ступенька будет двуручной, с весом 4-6кг, что позволяет получить длину 6-8м. Это и есть пика, длинное двуручное копьё, оператор которого не может иметь щит, так что для него недостаток защищённости придётся компенсировать панцирем и доспехом вообще. Боец уязвим, но оно стоит того! Пика имеет длину как раз в десять шеренг и элементарно пропускается через весь строй, на неё элементарно ставится несколько бойцов, и сила удара становится просто чудовищной. Я не буду говорить про дырку в щите декана. Вобщем пика позволяет забивать самые тяжёлые цели, которые не берутся другими способами, пусть это и делает уязвимым пикинёра. Пика, это коллективное оружие, и она в обязательном порядке должна дополняться кавалерами и инфантами, которые отсекут инфантов противника, способных завалить пикинёра. Четверо инфантов, двое кавалеров, пикинёр, плюс направляющий колонну декан. Отделение в древних армиях именовалось словом "копьё".

И теперь собственно слова, которые я обязан сказать. Мечник, это автоматчик, которому гранаты заменяют пилумы. Копейщик, это автоматчик с подствольником или ручным гранатомётом, либо стрелок с мощной винтовкой, которую дополняет автоматический пистолет. Ну а пикинёр, это боец с тяжёлой винтовкой либо противотанковым гранатомётом и опять же автоматическим пистолетом. В случае техники за мечника будет танк с автоматической пушкой (40мм, "бофорс"), за копейщика танк с приличной пушкой (88-100мм), а за пикинёра -- тяжёлый истребитель танков с мощной пушкой (125-152мм) в неподвижной рубке. В случае авиации мечником будет "крейсер", универсальный истребитель, копейщиком "штурмовик", с мощным ракетно-пушечным вооружением, а за пикинёра будет "лансер" с одной большой пушкой.

Вообще говоря, тру-мечник должен иметь в дополнение к бронику 7кг бронещит, а его основным оружием должна быть не кочерга АКМ, а пара 1.8кг гранат системы выкинул-забыл, плюс 1.8кг автоматический пистолет (4мм, МП-7?). Тру-копейщик вместо пары гранат должен иметь 3.5кг самозарядную винтовку (6мм), плюс остальное как у мечника. Ну а тру-пикинёру необходима 10кг мощная болтовая винтовка (10мм), автоматический пистолет, но уже без бронещита. В случае прогресса средств индивидуальной бронезащиты место автоматических пистолетов занимает бронебойный холодняк. "Пуля -- дура, молоток -- молодец."(с)


Организационно-штатная структура современной когорты.

Современной состав когорты:
256ч - линейные инфанты - щит, автомат + подствольник;
128ч - линейные кавалеры - щит, самозарядная винтовка;
_64ч - линейные артисты - мощная снайперская винтовка;

_32ч - тактические инфанты - мотоциклисты с пулемётами;
_16ч - тактические кавалеры - универсальные орудия;
__8ч - тактические артисты - ???.

К сожалению, я не знаю, что за 8х супер-бойцов имеется в когорте, и не могу откалькировать когорту до самого конца.

Но батальонами воевать не интересно, так что спустимся до усиленного взвода. Хотя нет, даже полувзвода, потому что для маленькой заварушки достаточно тридцати человек.

Состав усиленного взвода:
_4п 16ч лёгкая пехота, для ближнего боя;
_2п _8ч тяжёлая пехота, для дистанционного боя;
_2п _4ч тяжёлые стрелки, для особо сложных целей;

_1п _2ч разведчики;
_1п _1ч снайпер;
__п _1ч командир.

Это я уже перевёл на ваху, так сказать, по горячим следам. Лёгкая пехота, это тактикалы, в качестве тяжёлой пехоты прыжковики, как наиболее сильные бойцы, ну а тяжёлыми стрелками девастаторы с ракетницами. Плюс скауты, плюс командир. Два тактикала, один прыжковой, один скаутов и командир являются стандартным комплектом, отличие только в том, что вместо девастаторов полезнее дредноут, который может тормознуть и переключить на себя технику противника, прикрывая пехоту, плюс либрарий либо аптекарь вместо снайпера.

Состав традиционного взвода маринсов Dawn of War:
_4п 16ч 2х тактикал;
_2п _8ч 1х прыжковики;
_2т _1ч дредноут;

_1п _2ч разведчики;
__п _1ч аптекарь;
__п _1ч командир.

Таких взводов в Dawn of War можно иметь сразу пару, и ещё останется место на резервы и прочее.
Tags: военная организация, военные игры, компьютерные игры, организация, оружие холодное, ранги армий, ранги солдат, род артиллерии, род инфантерии, род кавалерии, рода войск, теория оргструктур, эра античная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments