Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Categories:

Классификация кораблей.

Тут товарищ gest поднял тему классов кораблей, и вот захотелось поделиться своими наработками по классификации кораблей, благо они у меня достаточно хорошо оформились в голове.

Первое же, что хочу сказать, это то, что корабельная классификация имеет ТРИ направления:
1. Ранг корабля, т.е. его размер.
2. Скажем так, виды кораблей, которые определяются подходом к корабельной архитектуре.
3. Специализация корабля, т.е. тральщик, десантное судно, противолодочный корабль, и т.п.
Есть конечно и прочие классификации, но они не так интересны, как эти три. Хотя и третья классификация нам в данный момент безразлична, в виду своей прозрачности и общеизвестности.


Итак, РАНГИ кораблей.

Сразу же хочу сказать, что далеко не каждая посудина является кораблём. Лодка, и даже парусная яхта, это ещё не корабль. Ключевым признаком корабля является его самостоятельность, автономность, причём полная автономность. Корабль должен не только быть способным выйти в открытый Океан и не утонуть там, но ещё и иметь ответы для всех мыслимых и немыслимых вызовов окружающей среды, от простуды и разбитого иллюминатора, до дыры в борту и пиратов, лезущих по бортам с кинжалами в зубах.

Первое же, что корабль должен иметь в обязательном порядке, это опытного капитана, наделённого всеми необходимыми полномочиями. Капитан, это Генерал, Губернатор, Посол и Судья в одном флаконе. Капитан, это далеко не только менеджер, капитан есть вершитель судеб мира в непосредственной близости корабля, кому жить, а кому умирать. Капитан может объявить войну, или подписать мир. Капитан, это очень высокая должность. Корабль есть микрогосударство, субъект мирового права, а капитан есть глава этого государства.

Второе, банальное. Корабль конечно же должен иметь достаточную мореходность и всё необходимое снаряжение, чтобы иметь доступ в любую точку водного бассейна, от Экватора до Полярного Круга. Кроме того, корабль должен иметь более чем достаточную автономность, чтобы иметь свободу действий при исполнении поставленных перед ним задач. Кораблю возможно придётся обходить шторм, внезапно возникнувший военный конфликт, участвовать в спасательной операции или банально отстаиваться в забытом богом местечке, и топлива с припасами должно на всё это с лихвой хватить.

Корабль должен иметь в обязательном порядке средства собственного жизнеобеспечения:
1. Должен быть опытный врач, со всем нужным оборудованием и медикаментами, постоянно контролирующий состояние команды и пассажиров корабля. Врач является высоким чином, и подчиняется только капитану корабля. Кроме того, врач должен иметь дипломатический статус по причине плотных контактов с населением мест стоянки корабля.

2. Необходим толковый корабельный инженер с квалифицированными рабочими, способными устранить или хотя бы локализовать любую мыслимую аварию. На корабельном инженере висит очень большая ответственность, поскольку он держит в руках судьбу корабля, и это тоже большой чин.

3. Команда корабля (даже торгового!) должна иметь вооружение и умение им пользоваться. Как я уже сказал, корабль является субъектом мирового права, и ему жизненно необходима вооружённая сила для обоснования своих действий. Капитан должен иметь возможность надавить и заставить принять свою волю, например, при исполнении полицейских функций.

Думаю, что этого уже достаточно, чтобы понять суть корабля. :) Настоящим кораблём может быть только достаточно большой корабль, и этот корабль и рождает самый низший ранг кораблей, ранг корветов. Да, корвет в современных условиях, это минимально возможный корабль, а всё что меньше корвета, это уже максимум катер.

Теперь нужно заметить ещё одну интересную деталь. Дело в том, что ранг корабля определяется не только весом, водоизмещением, но и линейным размером. Более того, все реальные ограничения касаются именно размеров корабля, будь то длина дока, стапеля или просто место у пирса. А в зависимости от подхода к конструированию корабля, в зависимости от его особенностей, водоизмещение может очень сильно колебаться при одинаковой длине. Вот скажем стометровый эсминец будет иметь водоизмещение порядка двух тысяч тонн, а стометровый же транспорт, уже легко одолеет планку в пятнадцать тысяч тонн, и это при том, что это как бы корабли одного класса. То есть по водоизмещению нужно сравнивать корабли одного типа, а разные типы нужно сравнивать после пересчёта с некоторыми коэффицентами.

Теперь проясним с классами оружия, это нам потребуется для понимания сути классов. Оружие грубо можно поделить на три класса:
1. Оружие самообороны. Обычно действует в зоне прямой видимости и действует пассивно, отражая атаки противника. Корабль с подобным оружием не может заниматься поиском и уничтожением кораблей и прочих целей противника.
2. Тактическое оружие. Оружие, способное надёжно уничтожить цель. Обычно имеет хорошую дальнобойность, но очень ограниченный боекомплект. Потому что, если, скажем, четыре дальнобойные ПКР или там ЗУР позволяют решать тактические задачи, уничтожая цели на выбор, то двадцать четыре ПКР или ЗУР уже способны закрыть простреливаемую акваторию от сил противника на достаточно длительное время, т.е. это уже не тактика а самая настоящая стратегия.
3. Стратегическое оружие. Оружие, наличие которого имеет стратегический эффект. Это может быть либо тактическое вооружение, имеющее практически неограниченный боезапас, либо какое-то специальное, более дальнобойное и более эффективное вооружение.

Итак, минимальным классом кораблей является
Класс корветов, 4й ранг, я его оценю так в 500-2000 тонн водоизмещения, при длине 50-80 метров. По своим характеристикам корабль очень скромен, боевой корвет будет нести скорее только оружие самообороны, и единственной тактикой у него будет вытеснение, ограничение свободы действия противника и экскортирование. Корвет, это практически всегда сторожевик.

Класс фрегатов, 3й ранг. Водоизмещение 2000-8000 тонн, длина 80-150 метров. Фрегат уже достаточно крупен, чтобы нести достаточно мощное тактическое вооружение, но только одного типа, либо ЗРК, либо ПКРК, либо ПЛРК, и т.д.

Класс крейсеров, 2й ранг. Водоизмещение 8-30 тыс тонн, длина 150-250 метров. Крейсер обычно способен нести либо тактические вооружения сразу всех типов, либо стратегическое вооружение какого-то одного типа, например, авиагруппу или батальон морпехов.

Класс линкоров, 1й ранг. Водоизмещение 30-100 тыс тонн, длина 250-350 метров. Линкор может быть загружен сразу всеми типами стратегических вооружений и по многу, либо использовать вес и объёмы для других целей, скажем, бронезащиты.

Сверхразмерные корабли, 0й ранг. Водоизмещение и размеры не ограничены, со всеми вытекающими последствиями.


Ну и наконец стоит прикоснуться к ВИДАМ кораблей.

Длительный разбор тут не имеет смысла, поскольку тема сия слишком уж обширна. Видов кораблей великое множество, в зависимости от подхода к решению задач. Когда-то давным-давно все корабли были похожи как две капли воды, и отличались они только полезной нагрузкой. Сегодня тоже можно встретить очень похожие корабли, имеющие разное назначение, причём практически всегда это не единственный вид кораблей, использующийся для данного круга задач.

Возьмём транспорта. Балкеры (насыпной груз) от танкеров зрительно практически не отличаются: рубка в корме, относительно низкая скорость; существуют также очень похожие контейнеровозы. Однако, есть и другой тип контейнеровозов, в котором рубка расположена по середине корпуса, сам корпус намного более обтекаемый и скорость у такого типа корабля заметно выше. И такой тип контейнеровозов уже очень похож на круизный лайнер. Корабль может быть как тихоходным, так и быстроходным, и даже скоростным, кроме того, заметно отличается автономность разных видов кораблей. да и конструктивно они могут быть очень разными, например эсминец создаётся из несравнимо более тонкого металла, чем линкор.

Гражданские корабли мне как-то не интересны, поэтому я ограничусь военными кораблями, причём лишь тремя их основными видами: линейный корабль, крейсер, и эсминец. Эти виды кораблей в общем случае могут иметь одинаковые размеры, и даже водоизмещение, но едва ли кто понимающий назовёт эсминец линкором. :)) Эсминец от линкора очень чётко отличается весовыми долями конструктивных частей корабля, к примеру, у него заметно более лёгкий корпус, отсутствует бронезащита, меньше запас топлива, зато резко увеличена доля силовой установки и значительна доля вооружения. А крейсер выделяется из них заметно большей долей запасов, и в первую очередь топлива. Хотя и снарядов к тем же пушкам у крейсера будет заметно поболее, чем у линкора, ну, если это действительно крейсер.

Итак, основные параметры корабля (в скобках типовые % для кораблей начала 20го века):
1. Корпус (35-65%);
2. Силовая установка (10-20%);
3. Топливо и припасы (до 20-25%);
4. Вооружение (5-10%);
5. Бронирование (до 30%).

Как можно понять, тут возможны четыре направления оптимизации:
1. Скорость, которая рождает разведчики и посыльные суда;
2. Автономность, которая рождает крейсера;
3. Вооружение, которое рождает канонерские лодки;
4. Бронезащита, которая рождает броненосцы.

Комбинация этих направлений оптимизации и рождает весь тот спектр кораблей:
Вид корабляВооружениеБронезащитаСкоростьАвтономностьКорпус
линейный корабльмаксмаксхорошосреднехорошо
броненосец береговой оборонымаксмакссреднеминималхорошо
линейный крейсермаксхорошомакссреднесредне
крейсер-защитник торговлимакссреднемаксхорошосредне
броненосный крейсер-рейдерхорошохорошохорошомаксхорошо
тяжёлый крейсерхорошосреднемаксхорошосредне
лёгкий крейсер-рейдерсреднесреднемаксмаксхорошо
лёгкий крейсерсреднесреднемаксхорошосредне
эскадренный миноносецмаксминималмакссреднеминимал

Tags: вещи морские, военная техника, классификации, метрика и стандартизация, ранги кораблей, теория кораблей, это хороший пост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments