Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Какими должны быть армейские шасси. Ранги и классы.

В дополнение к уже разобранному по теме, думаю стоит напомнить пост про классификацию кораблей, в котором имеется направление подхода, кардинально упрощающее понимание структуры комплекса армейской техники.

В классификации кораблей я грубо выделил три направления:
1. Ранг корабля, т.е. его размер.
2. Скажем так, виды кораблей, которые определяются подходом к корабельной архитектуре.
3. Специализация корабля, т.е. тральщик, десантное судно, противолодочный корабль, и т.п.

Кроме того, ещё имеются, скажем так, "рода" кораблей:
- речные корабли;
- морские корабли;
- океанские корабли;
- подводные лодки;
- суда на воздушной подушке;
- экранопланы.

В принципе, виды со специализацией можно слить воедино, мысленно отделив тактические задачи, поскольку они напрямую не связаны с конкретной железякой. Например, противолодочным кораблём может быть обыкновенный эсминец или фрегат, и даже тяжёлый крейсер, хотя с тральщиками и десантными судами сложнее, потому что там серьёзные особенности в корабельной архитектуре, вобщем полученная категория классификации будет несколько усложнена.

Таким образом, получается трёхкомпонентное поименование типа корабля, например, "подводный тральщик первого ранга", или там "речной броненосец шестого ранга", коим является привычный нам бронекатер. :)) И аналогичный подход возможен и относительно сухопутной армейской техники.

Родов для сухопутной техники пусть будет два:
1) гусеничная и
2) колёсная техника.
Вероятно, можно выделить и ещё какие-нибудь рода, например, вертолёты, но нам они пока не интересны.

Рангов для сухопутной техники тоже пусть будет семь, также, как и для кораблей:
1) тяжёлая гусеничная (аналог линкоров),
2) средняя гусеничная (аналог крейсеров),
3) лёгкая гусеничная и тяжёлая колёсная (аналог фрегатов),
4) средняя колёсная (аналог корветов),
5) лёгкая колёсная (аналог катеров),
6) мелкая техника (аналог лодок).

Таким образом, Т-72 у нас будет что-то вроде "гусеничный линкор первого ранга", БМП-3 выходит как "гусеничный боевой транспорт второго ранга", 2С1 "Гвоздика" будет "гусеничный эсминец третьего ранга", и т.д. Но, конечно же, морские классы на суше выглядят несколько чужеродно, и нужно будет подобрать какие-нибудь другие слова. Да, кстати о словах.


Уточнение терминологии.

Попробую более подробно описать термины, применительно к классификации техники:

1. Тактическая ниша. Тактическая ниша, это комплекс задач, под которые создаётся машина, причём комплекс, взятый не от фонаря, а достаточно плотная группа задач, которую в виду этой плотности можно возложить на один тип машин. С самими машинами тактические ниши слабо связаны, некоторые машины могут покрывать сразу несколько ниш, а некоторым будет требоваться какое-то дополнение даже в одной-единственной нише.

2. Род. Облик машины, определяемый основным конструктивным решением как относительно ходовой части, так и вообще местоположения машины в природе. Тонет ли, плавает ли, или вообще летает. Ну и т.д.

3. Концепция. Концептуальный подход к конструкции машины, определяющий все "плохо" и "хорошо" для проектирования машины. Целеполагание, направления оптимизации. В разборе классификации кораблей я для оного употреблял слово "вид", но слово "концепция" видимо всё-таки будет и удобнее, и точнее.

4. Ранг. Габаритный класс машины. Разбиение на ранги обычно связано с какими-нибудь природными ограничениями габарита, например, размером шлюза панамского канала. "Panamax", это фактически и есть "первый ранг" для кораблей, хотя конечно не для всех кораблей. :)) На суше аналогом такого "панамакса" будет являться железнодорожный габарит.

5. Семейство. Группа машин, максимально общая по конструкции, или иначе говоря, отличающаяся лишь мелкими деталями; внутри семейства подавляющая часть запчастей общая для всех машин. В биологии наиболее близким термином является "вид".

6. Тип. Семейство машин имеет некоторое количество вариантов исполнения машины, и каждый такой вариант исполнения я и буду называть "типом" машины. Тип, это максимально мелкое подразбиение, нижний уровень классификации.


Теперь подробнее про концепции корабля боевой машины.

Концепции определяются балансом некоторых параметров, к которым, для некоторых специфических классов, добавляются специфические качественные особенности, например, немагнитный корпус для тральщика.

Концепция формируется следующими параметрами:
0. Конструкция: корпус, движитель, и т.д. При разборе концепций мы их учитывать не будем, вычитая из общей массы и получая вес "нагрузки". Минимальная конструкция крупных машин и кораблей съедает 20-33% общего веса, т.е. на полезную нагрузку идёт лишь 66-80% общего веса.
1. Энергетика: двигатель, трансмиссия, и т.п. До 15% нагрузки; у кораблей до 50%.
2. Автономность: топливо, вода, продукты, и прочее. До 10% нагрузки; у кораблей до 33%.
3. Вооружение: оружие, боеприпасы, система управления оружием. До 50% нагрузки; у кораблей до 25%.
4. Грузоподъёмность: свободный объём и вес для грузов. До 95% нагрузки.
5. Бронезащита: собственно броня, подкрепления корпуса, средства повышения живучести, и т.п. До 90%; у кораблей до 66%.

Как можно заметить, у нас получается пять направлений оптимизации, которые рождают пять прямых типов машины:
1. Высокоскоростные - лёгкие танки и бронемашины, HMMWV;
2. Высокоавтономные - патрульные и разведывательные машины;
3. Тяжеловооружённые - самоходные артустановки;
4. Грузоподъёмные - грузовики;
5. Тяжелобронированные - пехотные танки.

Кроме того, у нас получается 10 комбинированных типов:
1. Скорость + автономность - крейсерские танки;
2. Скорость + вооружение - лёгкие самоходные артустановки;
3. Скорость + груз - джипы и лёгкие грузовики;
4. Скорость + броня - (-бессмысленно-);
5. Автономность + вооружение - крейсерская артустановка;
6. Автономность + груз - крейсерский грузовик;
7. Автономность + броня - (-бессмысленно-);
8. Вооружение + груз - боевая машина пехоты;
9. Вооружение + броня - тяжёлые танки;
10. Груз + броня - бронетранспортёры.

Теперь отмечу ещё вот какую вещь. Дело в том, что все параметры имеют смысл либо с некоторым "золотым" промежуточным значением, либо с значениями, являющимися качественной характеристикой, например:
- пробивает или не пробивает,
- автономность длиной в смену,
- быстрее танков противника,
- хоть какое-то вооружение,
- и так далее.


"Золотой" баланс параметров машины.

Это состояние определяется следующим образом. Вот взять силовую установку современного основного танка, которая съедает 4% веса танка и 13% его заброневого объёма. Можно было бы уменьшить её в два раза, съэкономив в лучшем случае 2% общего веса и 6% веса брони (которая 66%), т.е. в сумме 4% веса, путём уменьшения подвижности где-то в полтора раза, на мой взгляд. А полтора раза уменьшения подвижности, это почти что полтора раза уменьшения производительности танка, и это ценой 4% выигрыша! А обратный вариант, удвоение доли двигателя, добавляет 4% веса танка и 13%*66%+4%=13% заброневого объёма. И эффект удвоения мощности по причине уже слишком больших скоростей будет уже не 50%, а где-то 10-20%, опять же, на мой ламмерский взгляд, то есть последующее удвоение мощности не имеет особого смысла, тем более что стоимость машины возрастает ещё на бОльший процент. Математика тут у меня грубая, но, надеюсь, что показательная.

Такой подход можно применять и ко всем другим основным агрегатам, будь то боевое отделение, грузовой отсек, бронезащита, и всё прочее, хотя конечно оно имеет свои нюансы. И теперь для примера...



Возьмём танк, и просклоняем его.


Ключевых параметра у нас будет два: скорость+автономность, и вооружение, играя которыми мы сможем примерно оценить потребный заброневой объём, площадь борта, и бронезащиту.

Заброневой объём будет складываться из:
- объёма отделения управления;
- объёма двигателя + передачи + топлива, который будет варьироваться;
- объёмов подбашенной коробки / башни, которые тоже будут варьироваться.

Площадь борта и заброневой объём я буду расчитывать исходя из высоты корпуса 90см, другие параметры возьмём из таблиц параметров боевых машин. Теперь прикинем заброневые объёмы для каждого агрегата.

1. Отделение управления: везде будем считать 1,2х0,9х0,9м = 1м3.

2. Двигатели:
- большой, 900+ л.с., -- 2,0м3;
- средний, 500+ л.с., -- 1,4м3;
- лёгкий, 300+ л.с., -- 0,9м3;
- малый, 150+ л.с., -- 0,6м3.

3. Топливо, будем считать 1/2 объёма двигательного отсека:
- большой, 900+ л.с., -- 1,0м3;
- средний, 500+ л.с., -- 0,7м3;
- лёгкий, 300+ л.с., -- 0,5м3;
- малый, 150+ л.с., -- 0,3м3.

4. Объём подбашенной коробки вычисляем по формуле:
радиус погона * радиус погона * Pi * высота корпуса,
что даёт нам следующие данные:
- погон 240см, -- 4,1м3;
- погон 180см, -- 2,3м3;
- погон 120см, -- 1,0м3;
- погон 90см, -- 0,6м3.

5. Объём башен вычисляем по формуле:
радиус погона * радиус погона * Pi * высота башни,
что даёт нам следующие данные:
- погон 240см при высоте 0,8м, -- 3,6м3 (проекция 1,6м2);
- погон 180см при высоте 0,6м, -- 1,5м3 (проекция 0,9м2);
- погон 120см при высоте 0,5м, -- 0,6м3 (проекция 0,6м2);
- погон 90см при высоте 0,3м, -- 0,2м3 (проекция 0,2м2).

Теперь сделаем таблицу, в которой разные уровни подвижности будем сочетать с разными уровнями вооружённости, получая общий заброневой объём, и через этот заброневой объём расчитаем площади бронезащиты, соответственно, лба, борта, кормы и горизонталей. Высоту корпуса будем считать за 0,9м, а отношение длины к ширине зафиксируем в отношении 2:1, если ширина не будет ограничена минимальной шириной боевого отделения, которую засчитаем за 0,8 от диаметра погона.

двигатель \ башняпогон 240смпогон 180смпогон 120смпогон 90см
большой, 900+ л.с.8,1/3,6м36,3/1,5м35,0/0,6м34,6/0,2м3
корпус....
лоб.......
борт......
корма.....
горизонт..
4,3х2,1х0,9м
1,9+1,6м2
7,7+1,6м2
1,9+1,6м2
18м2
3,7х1,9х0,9м
1,7+0,9м2
6,7+0,9м2
1,7+0,9м2
14м2
3,3х1,7х0,9м
1,5+0,6м2
6,0+0,6м2
1,5+0,6м2
11м2
3,2х1,6х0,9м
1,4+0,2м2
5,8+0,2м2
1,4+0,2м2
10м2
средний, 500+ л.с.7,2/3,6м35,4/1,5м34,1/0,6м33,7/0,2м3
корпус....
лоб.......
борт......
корма.....
горизонт..
4,0х2,0х0,9м
1,8+1,6м2
7,2+1,6м2
1,8+1,6м2
16м2
3,5х1,7х0,9м
1,5+0,9м2
6,3+0,9м2
1,5+0,9м2
12м2
3,0х1,5х0,9м
1,3+0,6м2
5,4+0,6м2
1,3+0,6м2
9м2
3,0х1,4х0,9м
1,3+0,2м2
5,4+0,2м2
1,3+0,2м2
8,4м2
лёгкий, 300+ л.с.6,5/3,6м34,7/1,5м33,4/0,6м33,0/0,2м3
корпус....
лоб.......
борт......
корма.....
горизонт..
3,6х2,0х0,9м
1,8+1,6м2
6,5+1,6м2
1,8+1,6м2
14,4м2
3,3х1,6х0,9м
1,4+0,9м2
6,0+0,9м2
1,4+0,9м2
10,6м2
2,7х1,4х0,9м
1,3+0,6м2
4,9+0,6м2
1,3+0,6м2
7,6м2
2,6х1,3х0,9м
1,2+0,2м2
4,7+0,2м2
1,2+0,2м2
6,8м2
малый, 150+ л.с.6,0/3,6м34,2/1,5м32,9/0,6м32,5/0,2м3
корпус....
лоб.......
борт......
корма.....
горизонт..
3,3х2,0х0,9м
1,8+1,6м2
5,9+1,6м2
1,8+1,6м2
13,2м2
3,1х1,5х0,9м
1,3+0,9м2
5,6+0,9м2
1,3+0,9м2
9,3м2
2,5х1,3х0,9м
1,2+0,6м2
4,5+0,6м2
1,2+0,6м2
6,5м2
2,3х1,2х0,9м
1,1+0,2м2
4,1+0,2м2
1,1+0,2м2
5,5м2


Верхний левый вариант, это современный ОБТ, а правый нижний... Всего лишь семь квадратных метров вертикального бронирования, которые позволяют защитить машинку по кругу вообще от всего, уложившись в 80тонн, а бронезащита на уровне современного ОБТ (лоб Б7, 6т/м2; борт Б5, 0,75т/м2; корма и горизонт Б3, 0,3т/м2) будет весить 7,8+3,2+0,4+1,7т=13т, т.е. такая машинка уже будет относиться к рангу лёгкой бронетехники. Заманчиво, не правда ли?
Tags: военная техника, классификации, метрика и стандартизация, ранги кораблей, ранги техники, теория бронетехники, теория транспорта, транспорт, это хороший пост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments