Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Про марши и мили.

Прочитал я тут одну занятную "мурзилку" про пехотные марши. Много думал.

Приведу ключевые детали:
1. Пехота на марше имеет скорость порядка 4км/ч.
2. Марш чередуется привалами через каждые 50 минут хода.
3. Привалы бывают большие и малые, большие чередуются 3-4 малыми привалами.
4. Каждый второй большой привал с ночлегом, суточный марш примерно 30км.
5. Через три-четыре суточных перехода назначается днёвка, суточный отдых.

Суточный переход, это основная мера территории в древности, и именно суточный переход обычно ограничивал "владения" деревень и городов, далее одного суточного перехода глупо куда-либо идти. Таким образом, все дороги делились на сегменты этими суточными переходами, и в конце каждого перехода так или иначе будет застолблен населённый пункт. На каждом месте суточного привала сначала образовывалась оборудованная площадка, а затем и полноценное постоянное поселение, ну, если дорога была хоть сколько-то оживлённой, а если дорога особо оживлённая, то и место дневного привала будет застолблено и обжито, будет устроен постоялый двор. Все дороги бьются стоянками на куски по 15км. Но кроме больших стоянок в обязательном порядке должны быть и малые стоянки, аж по три штуки между большими.

Считаем: 4км/ч * 50мин = 3.5км. Это очень важная величина, именно такими отрезками отмеряется любая дорога, и именно на таких дистанциях должны ставиться дорожные знаки, и не просто дорожные знаки, а полноценные площадки для привала. И эта величина есть, и имя ей "лье", "лига". Однако, отмерять расстояния по 4км неудобно, дорожные указатели просто не будет видно друг от друга. Нужны какие-то промежуточные дорожные указатели. И теперь следующий момент. Зимой, а также с грузом скорость передвижения снижается где-то до 3км/ч, что требует привалов уже где-то через 2.6км. И в то же время можно идти быстрее, так 5км/ч и даже более. Дорожку между привалами нужно максимально легко разбивать на разное число частей: 2, 3, 4, 5, 6. С пятью частями, сразу скажу, облом, потому что кратное 5 очень плохо бьётся на 2 и 3. Намного удобнее поделить путь между большими привалами на 12 частей, через которые и нужно ставить дорожные указатели. Так-то и появляется "миля", "верста".

Миля в римском понимании этого слова означала тысячу двойных шагов. Нормальный шаг примерно равен аршину (71см), двум локтям, и римская миля соответствовала 4000 локтям, 56000 дюймов, или где-то 1400 метров, и пусть все справочники клевещут. :)) Верста же, это видимо "верные столбы", т.е. дорожные указатели, какими бы они ни были. Если суточный переход равен 30км, полуденный переход равен 15км, то верста выходит где-то 1250м. Идём далее, и делим эти 1250м ещё на 12, получаем 104м. Такой меры у нас вроде бы явным образом нет, но зато есть "десятина", которая обозначает площадь квадрата со стороной около 100м. Видимо эта мера когда-то была, но не суть. Далее ещё раз бьём на 12, получаем 8.68м. Тоже как бы неизвестная величина. И наконец последний раз бьём на 12, и получаем 72см, т.е. аршин. Чудеса, да и только!

Итого:
____0.7112м - аршин х1. . - аршин
____8.5344м - аршин х12^1 - ???
__102.4128м - аршин х12^2 - ???
_1228.9536м - аршин х12^3 - верста
14747.4432м - аршин х12^4 - полуденный переход

Всё-таки для бытовых нужд двенадцатиричная система незаменима, пусть десятичные и проще считать, но в быту они малоудобны...
Tags: быт походный, вещи недвижимые, географическое, имперская система мер, классификации, метрика и стандартизация, транспорт, это хороший пост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments