Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Немецкая пехотная тележка.

Infanteriekarren IF8.




Штука исключительно распространённая в вермахте, такая тележка штатно была в каждом немецком пехотном взводе (одна тележка на 50 стрелков), и это не считая тыловиков и всех прочих. И это действительно тележка, а не прицеп и тем более не конная повозка, её действительно можно таскать ручками, пусть она штатно и буксировалась более серьёзным транспортным средством, от лошадки и мотоцикла до тяжёлых грузовиков. Вобщем немецкая военная тачка. :)) Я, честно говоря, от этой тележки до сих пор в трансе...





Совершенно естественно, что ручками эту тележку тягали только от большой нужды, а в нормальных условиях тележка прицеплялась к близкой по конструкции одноконной повозке, которая тоже штатно полагалась каждому пехотному взводу. Ящик с колёсами и подвеской был одинаков, отличия были лишь в прицепном устройстве, так повозка имела оглобли, а тележка, -- две сменные прицепных трубы, видимо под низкий (мотоциклетный) и высокий (автомобильный) прицепные крюки, плюс рукоятку для ручной буксировки. Тележка вместе с одноконной повозкой брали на себя все взводные грузы, на марше пехота сваливала туда весь свой багаж, идя налегке. К месту боя немцы приходили свежими и отдохнувшими. :))












Целевые грузы и результирующие характеристики.


Внешние габариты:
...длина: 1190мм (без сменной трубы прицепа)
..ширина: _990мм
..высота: _730мм

Весовые характеристики:
.....вес: _82кг
....груз: 350кг
суммарно: 432кг

Грузовое отделение (оценка на глаз):
...длина: 800мм
..ширина: 500мм
.глубина: 400мм

объём: 0,16м3


Таким образом, ящик тележки наиболее оптимален под грузы объёмной плотностью где-то 2500кг/м3. Для сравнения: кузов пятитонного бортового грузовика стандартно имеет площадку примерно 2.4х4м при высоте бортов в те же 40см, что даёт примерно 4 кубометра, или, говоря другими словами, он расчитан на объёмную плотность груза в 1200-1500кг/м3. Кузов грузовика расчитан на перевозку в два раза более лёгких грузов, чем эта пехотная тележка. Но такая низкая плотность обусловлена "общим" назначением бортового грузовика, этот грузовик в первую очередь просчитывается под людей, пассажиров, и только потом под ящики и мешки. Автомобильные же "сухогрузы" типично имеют значительно меньший кузов, меньшую базу, и явным образом расчитаны на плотность груза примерно 2000кг/м3.

Я над контейнеризацией размышляю далеко не первый день, и совершенно естественно, что в своё время просчитывал типовые грузы и пытался нащупать идеальные стандарты, и у меня тоже вышло, что для войск наиболее оптимально примерно 2200кг/м3. Это действительно наиболее употребимый стандарт для армейских грузов. Грузы большей или меньшей плотности достаточно специфичны, и под них удобно делать специализированный транспорт. Чтобы не быть голословным, накидаю табличку типовых плотностей грузов.

Плотность примерно 2200кг/м3 имеют:
- ящики с патронами к стрелковому оружию,
- ящики с артиллерийскими выстрелами (снаряд + заряд),
- миномётные мины,
- влажный песок (сухой он где-то 1200-1600кг/м3),
- цемент,
- бетон,
- глина,
- гравий,
- кирпич,
- и прочее подобное.

Плотность примерно 1100кг/м3 имеют:
- реактивные снаряды,
- дерево,
- уголь в мешках,
- нефтепродукты в канистрах,
- вода в канистрах,
- пищевые продукты.

Плотность примерно 4400кг/м3 имеют:
- авиабомбы нового образца (более плотная компоновка),
- боеголовки и специальные боеприпасы,
- двигатели и прочие механизмы,
- инструмент.

Всего лишь три весовые ниши, большую плотность имеет наверное только металл в слитках, т.е. в армии таких грузов принципиально нет. Все грузы достаточно специфичны, так авиабомбы, боеголовки, а также механизмы и агрегаты возятся исключительно специальными подразделениями на штатных тяжёлых транспортёрах, и линейные войска не имеют потребности в перевозке таких грузов. Лёгкие грузы берут на себя бортовые грузовики, которые также обычно возят и грузы средней плотности, благо им всегда требуется сопровождение. Изначально расчитываться под грузы средней плотности должны только чистые грузовики, т.е. прицепы, самосвалы, дальние грузовики и транспортно-зарядные машины, вот как эта немецкая тележка.

Совершенно естественно, что размер грузового отсека взят не от балды, а изначально стандартизирован. Во-первых, общий вес. Изначально место такой тележки занимала одноконная повозка. Одиночная лошадь по хорошей дороге тащит порядка полутора тонн, а по просёлку грузоподъёмность снижается вдвое, и вес одноконной повозки должен не превышать одну тонну. Однако, повозка должна перемещаться не только лошадкой, но и ручками, потому что лошадка может вдруг откинуть копыта, а бросать повозку в поле, это западло, т.е. пехотная тележка в обязательном порядке должна тягаться ручками.

Одноконка может весить максимум с легковушку, но чтобы толкать ручками типовую легковушку даже по асфальту, требуется три-четыре человека. В поле такая тележка ручками катается крайне плохо, и вес нужно значительно снижать, так до полутонны. Да, полутонная тележка перемещается ручками вполне сносно, так батальонные пушки соответствующего веса практически не отстают от пехоты, кроме того, полтонны, это вес тяжёлого мотоцикла с коляской, а тяжёлый мотоцикл вполне катается даже одиночным человеком. С другой стороны, две таких тележки составляют нормальную нагрузку одиночной лошади на просёлке, а сочленённая конструкция тележки имеет на порядок более высокую проходимость.

Итак, гружёная тележка может весить не более полутонны. Типичная повозка весит до 1/3 перевозимого груза, так что из полутонны на груз приходиться может порядка 3/8 тонны, 300-400кг, или 12-16 типовых нош, талантов, и именно столько и берёт на себя немецкая пехотная тележка, 350кг или 12 талантов, разве что немцкий талант установлен не в 25, а во все 30кг. Теперь следующий момент. Габариты грузового отсека. Как я уже говорил, для грузовых отсеков и контейнеров вообще, наиболее оптимально иметь пропорцией граней корень из двух (лист А4), или, округляя, 2:3. Общий объём тележки 160 литров, которые в вышеупомянутых пропорциях трансформируются в параллепипед 35х55х80см. Именно столько и имеет грузовой отсек немецкой пехотной тележки.

Грузовые контейнеры на основании вышеозвученных параметров определяются элементарно. Нагрузу тележки составляют 12 талантов, поэтому тупо делим грани тележки на 1 2 3 4 6, и получаем допустимое множество контейнеров:

. .высота . .ширина . .длина. . . . . габарит . .
. . 1/1 . . . 1/2 . . . 1/6 . . . 35 х 27 х 13 см
. . 1/1 . . . 1/3 . . . 1/4 . . . 35 х 17 х 20 см
. . 1/1 . . . 1/4 . . . 1/3 . . . 35 х 13 х 27 см
. . 1/1 . . . 1/6 . . . 1/2 . . . 35 х _9 х 40 см

. . 1/2 . . . 1/1 . . . 1/6 . . . 17 х 55 х 13 см
. . 1/2 . . . 1/2 . . . 1/3 . . . 17 х 27 х 27 см
. . 1/2 . . . 1/3 . . . 1/2 . . . 17 х 17 х 40 см
. . 1/2 . . . 1/6 . . . 1/1 . . . 17 х _9 х 80 см

. . 1/3 . . . 1/1 . . . 1/4 . . . 13 х 55 х 20 см
. . 1/3 . . . 1/2 . . . 1/2 . . . 13 х 27 х 40 см
. . 1/3 . . . 1/4 . . . 1/1 . . . 13 х 13 х 80 см


Характерные габариты: 9, 13, 17-20, 27, 35-40, 55, 75-80см. Контейнеры тоньше 9см рассматривать смыслу нет, но и без того получается одиннадцать допустимых типов уже только 30кг контейнеров, а есть ведь ещё потребность и в 15кг, и в 60кг, и даже в 120кг контейнерах. Вариантов контейнеров получается под сотню или даже более того, но конечно же, большинство из этого великого множества безумно и бесполезно, и реально употребимо лишь полтора-два десятка типов контейнеров. Контейнеры я разберу в отдельном посте.


Транспортная система немецкой армии.


Итак, каждый немецкий взвод имел выделенное транспортное средство, лошадку, к которой прилагалась одноконная повозка и тележка. Каждый немецкий взвод мог тащить дополнительно по 700кг груза, или по 15кг на человека. Много это или мало? В переводе на 7.92, это будет порядка 300-500 дополнительных патронов на человека, в зависимости от вида упаковки. В переводе на 50мм мины, это будет дополнительные 15 мин к 50мм миномёту. Фактически повозка тянет дополнительный боекомплект, а то и два боекомплекта для взвода, немецкие взвода имеют приличную автономность. Даже взвода! Не потому ли немцы варили РККА в котлах, в то время как РККА не могла с немцами свершить ничего подобного?

Блокирование тылов для немцев не настолько фатально, как для красной армии. Даже на взводном уровне имеется запас вооружения на два-три боя, а ведь есть ещё и ротный, батальонный, полковой, дивизионный уровни, на каждом из которых должны быть свои запасы. Если советская армия в окружении фактически теряла боеспособность, то на немцев окружение действовало достаточно вяло, немцы после полного блокирования снабжения могли дать несколько серьёзных боёв, и с высокой вероятностью вырваться из окружения. Если советская армия окружала немецкую, то немцы не сидели на месте, как это принято у нас, а наступали, они активно изменяли границы своего "котла", нашим военным теоретикам даже пришлось ввести новый термин, "блуждающие котлы". Но это только надводная часть айсберга.

Второй момент, это объём вооружения, который войска могут использовать в бою. В советской армии низовые подразделения не имеют тылов, и снабжение производится ЕМНИП аж с полковых складов. А полк, он большой, подразделения полка растянуты даже не на километры, а на десятки километров. За дополнительным боекомплектом нужно отправлять машинку за тридевядь земель, и хорошо, если эта машинка есть, это вообще-то была достаточная редкость в красной армии. В любом случае, ждать пополнения боеприпасов нужно достаточно продолжительное время, а за это время нужда в боеприпасах уже отпадёт.

Носимый запас боеприпасов у советской пехоты невелик, его хватит только на один небольшой бой, на одну хорошую атаку, далее боеприпасы необходимо пополнять. Если это плановая оборона, то боеприпасы накоплены, солдат имеет прямо перед собой на земле несколько своих боекомплектов. При обороне проблем нет, боеприпасов в достатке. А вот в наступлении, даже плановом, уже возникают проблемы. При подготовке атаки ровно также производится накопление боеприпасов, но эти боеприпасы лежат в окопах на старой линии фронта, то есть в нескольких сотнях метров, а то и в нескольких километрах позади. А в наступлении, на марше, при незапланированных стычках с врагом, русский медведь будет сосать лапу. И хорошо ещё, если лапу, а то можно соснуть и кое чего другого.

РККА не могла прорывать оборону сходу, у неё для этого просто не хватало боеприпасов. Точнее боеприпасы-то есть, но они где-то там далеко. Наступление красной армии было ступенчатое, пехота занимала рубеж, после чего окапывалась и ждала ротную повозку с боеприпасами, и только потом делала следующий рывок. Наша пехота не могла вести наступление без пауз, а пауза, это королевский подарок оброняющимся, даже пяти минут достаточно, чтобы перебросить резервы и дополнительно усилить угрожаемый участок. Положение исправилось только с широким появлением "виллисов" и "доджей", которые смогли обеспечить непрерывное пополнение боеприпасов. Частично положение спасали танки, на которые можно было нагрузить боеприпасы, но танк стоит многократно больше штурмовой тележки, которая у немцев была изначально, и постоянно сопровождала пехоту в бою.


Штурмовые группы и штурмовые тележки.


Штурмовая группа, это вообще-то далеко не только огнемёт, гранаты, и пушка. Штурмовая группа, это в первую очередь значительно больший объём боеприпасов, который позволяет не только прорвать укреплённую полосу, но ещё и отбить контратаку противника, и ломиться дальше, не давая противнику передышки. Каждая минута промедления, это десятки и сотни дополнительных бойцов, которые подходят в зону прорыва, и которых придётся дополнительно убить. Каждая минута промедления усложняет прорыв. Войска должны насупать постоянно, без пауз, для чего солдатикам необходимо иметь крепкое снабжение, крепкий тыл, и пехотная тележка, это очень неплохое решение этой проблемы снабжения низовых подразделений.

Ну вот наткнулись немцы на сильного противника. Бой, боеприпасы таят. Но есть повозка, и есть тележка. Повозку разгружаем, разбираем первую порцию боеприпасов, тележку отстыковываем, и повозка ускакала за новой порцией боеприпасов. Одна порция боеприпасов на руках, вторая в тележке, про запас, и третья с четвёртой порцией в пути. Задержка в снабжении фактически отсутствует. Немцы легко могли в одном бою использовать двойной-тройной боекомплект, или говоря другими словами, они два-три боя легко соединяли в один непрерывный бой. Именно благодаря низовому снабжению немецкая пехота была очень сильна в наступлении, она спотыкались только на очень хорошо подготовленной обороне, всё-таки огневая мощь решает исход боя. А ведь и огневой мощи самой по себе у немцев было поболее, чем у нас.

Русский солдатик имеет только то, что несёт на руках, а несёт он едва 25кг, из которых половина на котелок каску винтовку, и фигли толку, что у него скорострельная винтовка, если патронов только сотня-другая всего? Немец же на марше несёт только личное своё, а гранаты и дополнительные патроны едут на лошадке. Немцу нет нужды всё таскать постоянно с собой на себе, и в бой он может взять значительно больше оружия, чем русский солдат, немец легко может утащить в бой так 50-60кг. Преимущество по весу оружия и боеприпасов двукратное, а то и четырёхкратное, соответственно растёт и огневая мощь. Четыре гранаты всегда сильнее одной, даже если это гранаты М24 против РГД-33. Вот вам и успех немцев в начальном периоде войны.

Немецкая пехота, это фактически кавалерия. Как я уже говорил, кавалерия начинается с тяжёлого снаряжения, кавалерия начинается с решения вопроса веса снаряжения, и садить кавалериста на лошадь, это только один из многих вариантов решения этой проблемы. Немцы решили вопрос веса снаряжения кардинально, за счёт своей пехотной тележки, наличие тележки позволяет удвоить боевую нагрузку пехотинцев. А "вдвое", это фактически "на порядок". Немецкая пехотная кавалерия била вражескую инфантерию как хотела, и остановить её смогла только артиллерия, то есть высококвалифицированные, хорошо обученные, умные и смекалистые бойцы.

Совершенно не имеет значения, что у артиллериста ровно та же винтовка, что и у инфантериста. Артиллерист от инфантериста отличается главным: разумом. Артиллерист легко перехитрит кавалериста, заманит его в ловушку, обманет и убьёт. Артиллерист, это охотник на кавалеристов. Однако, у артиллериста есть слабость: крайне высокая стоимость. Если кавалерист отличается от инфантериста только стоимостью снаряжения, и аннигилировав инфантериста можно оживить кавалериста, то артиллериста не оживить никак, его необходимо долго готовить, даже не обучать, а воспитывать. Из типового инфантериста артиллеристу не бывать. Артиллеристов мало, и разменивать артиллеристов на инфантеристов неразумно, поэтому лёгкая пехота бьёт артиллерию всегда, а немецкая пехотная кавалерия, это ведь тоже инфантерия, просто с тяжёлым снаряжением.

Если бы немцы не распыляли свои ресурсы всюду, если бы немцы не ставили бы себя в положение хронического недостатка всего и вся, если бы они имели достаточные резервы и могли бы заплатить за победу сполна, то их бы никто не смог бы остановить. Немцы создали достаточно универсальное оружие, практически уберваффе, и мы победили только потому, что нам повезло. Немцев было мало, они погрязли в самообмане, и не смогли полноценно реализовать свои возможности. Это настоящее Чудо. Но вернёмся к нашим тележкам.

Тележка является высокоуниверсальной штукой, её можно использовать как для усиления пехоты, так и для специализированных подразделений, пехотной артиллерии. Тележка позволяет заполнить нишу между лёгкой стрелковкой и полноценной артиллерией. В красной армии между пулемётом и батальонной пушкой изначально был винтовочный гранатомёт Дьяконова, который в последствии был сменён 50мм миномётом, но эти виды оружия в РККА не прижились по причине сложности снабжения боеприпасами. 50мм мина весит килограмм, и миномётный расчёт из двух человек может взять в бой только десятка два мин. Миномётчик может обстрелять едва пяток целей, после чего ему придётся посылать помощника в тыл за боеприпасами, и фактически выйти из боя.

Совершенно естественно, что командиры предпочитали миномётчиков держать поближе к повозке с боеприпасами, то есть в ротном тылу, в следствии чего 50мм миномёты становились бессмысленными, а войска оставались без непосредственной поддержки. У немцев же точка снабжения располагалась в взводном тылу, и взводный миномёт не испытывал недостатка боеприпасов, обеспечивая постоянную поддержку войск. Примерно аналогичное дело и с противотанковыми гранатомётами. Реактивная граната весит несколько килограмм, и гранатомётный расчёт способен обстрелять только одну-две цели, после чего ему требовалось пополнение боеприпасов.

Для РККА тактически гранатомётный расчёт был одноразовым, и реактивные противотанковые гранаты не имели преимуществ перед гранатами ручными, что-то изменилось только после превращения пехоты в мотопехоту, после насыщения войск автотранспортом. Да и то, в СССР развивали нишу лёгкого одноразового гранатомёта, фауст-патрона, а не тяжёлого многоразового панцершрека. Это сейчас у нас есть отличный лёгкий и многоразовый РПГ-7, а в самом начале РПГ был практически одноразовым устройством. Немцы же штатно придавали отделениям противотанкистов транспорт, специально оборудованные пехотные тележки, и в их руках многоразовые реактивные гранатомёты становились грозным и эффективным оружием.


Штатная тележка для противотанкового отделения панцершреков. По бокам на специальных вешалках шесть панцершреков, в самой тележке 12 ящиков с 24 гранатами. Первый номер берёт пусковое устройство, а второй, -- один-два ящика с гранатами, по потребности.

Вот такая она, немецкая штурмовая тележка...


Конструкция тележки.




Основой является каркас, сваренный из полудюймового (12мм) стального прутка, а уже на каркас наварено тонкостенное жестяное корыто. Тележка подрессорена, то есть допускает относительно высокую скорость буксировки, хотя в качестве штатных авто- и мото- прицепов она вроде бы не использовалась, для тех же кеттенкрадов был свой штатный прицеп, с более серьёзной подвеской и лодкообразным днищем.













Фотосет взят (отсюда)

Варианты тележек:


В википедии статья по сабжу доступна только на немецком языке.

Продолжение:
Грузовые контейнеры.

Tags: вещи земные, военная техника, война, имперская система мер, классификации, метрика и стандартизация, род обеспечения, теория войны, теория контейнеров, теория оргструктур, теория транспорта, транспорт, тут фотка, эра ВМВ, это интересно, это хороший пост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments