Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Почитал сейчас про римские корабли... (продолжение)

Предыстория, первая часть:
Во-первых, "лес вёсел".
Во-вторых, расположение вёсел.
В-третьих, абордаж и абордажные мостики.
В-четвёртых, технологии.
В-пятых, корпус прибрежного судна античности.
В-шестых, корпус мореходного корабля античности.
В-седьмых, типовые оконечности кораблей.



В-восьмых, численность экипажа классической триеры.

Дело в том, что чистого флота в старину не существовало. Когда враг наступает по суше, тогда команды кораблей сходят на берег и становятся обычными пехотинцами, потому что при проигрыше битвы будет потерян порт. Кроме того, транспортные суда в современном понимании этого слова в старину отсутствовали, и бойцов сложно было доставить по морю, чтоб не использовать их в качестве гребцов. Гребные суда, это всегда войсковые транспорты. Вобщем все моряки в обязательном порядке должны иметь сухопутную подготовку, и совершенно естественно, что флот должен иметь сходную сухопутным войскам организацию.

Низовой единицей легиона была "палатка", и командовал ей декан. На триере "палатка" сидела на трёх соседних банках, а декан ходил поблизости, осуществляя бойцам моральную, физическую, и информационную поддержку. В следствии этого правильная триера должна иметь в каждом ряду ровно 27 вёсел. Также автоматически получается девять свободных деканов на борт, которые служили наблюдателями в спокойной обстановке, и бойцами во время боя. Деканы являются самыми сильными бойцами, и сохранять их силы на случай боя очень разумно. Пусть менее опытные бойцы выдыхаются на вёслах, но старый морской волк покажет врагам, кто есть кто! А поведёт деканов в бой конечно же центурион, самый отмороженный боец центурии. Девять деканов, и центурион, декан деканов, то есть десять бойцов, типовое отделение римской армии. Всё аккуратно и стандартно.

Команда протараненных оглушена, сброшена со своих мест, они отдалены от своих щитов и копий, и не могут эффективно сопротивляться. Задача первых бойцов состоит в том, чтобы не дать противнику выстроиться в стенку, то есть нужно завязать ближний бой. Центурионы с деканами будут сражаться против превосходящего противника, в окружении, но им нужно продержаться буквально несколько секунд. С выходом триремы на финишную дистанцию гребцы делают последний гребок, снимают с подставок щиты, и бегут в нос корабля, далее по мостику, и на абордаж. Передние гребцы будут на вражеском корабле сразу же за деканами, и они-то и деблокируют своих лидеров, одновременно дорезая лежачих и недостаточно мёртвых. Вероятнее всего задним гребцам даже не придётся покидать свои места, потому что на вражеский корабль они поднимутся секунд через десять-пятнадцать, когда всё будет уже кончено. Абордаж действительно мгновенен.

Судно с тремя рядами вёсел было удобно для римлян тем, что на него полностью упаковывалась одна манипула, основное тактическое подразделение римского легиона. По суше и по морю основной боевой единицей была манипула. Манипула в свою очередь разделялась на две центурии, по числу бортов на корабле, ага. Каждый центурион присматривал за своим бортом, а знаменосец, вексилярий, присматривал за центурионами. Командиром манипулы обычно считается центурион первой центурии манипулы, однако это не совсем так. Знамя является священной реликвией, и все бойцы вместе с центурионом первой манипулы будут идти туда, куда пойдёт знамя манипулы. Если центурия утеряла своё знамя, то её легионерам придётся очень плохо. Таким образом, манипулой на самом деле управляет вексилярий, но в бою конечно же все будут равняться на первого центуриона, потому что он правее, как это ни банально звучит.

Вексилярий должен был ободрять бойцов, вселять в них уверенность в победу, и знаменосцем наверняка был заслуженный, опытный ветеран, прошедший множество битв, то есть старый слабый человек, практически бесполезный в бою. Вексилярий располагался в корме, и рядом с ним располагался его штандарт. Этот человек скорее был чем-то средним между адмиралом и боцманом (старшиной), то есть давал тактические рекомендации центурионам, и присматривал за личным составом и техникой манипулы. Кроме того, в каждой центурии был свой вексилярий, казначей, и он-то наверняка и стоял на руле, благо этих рулей было два, по одному на каждую центурию. Всё-таки это самый надёжный человек из центурии...

Следующий, момент: тяжёлое вооружение. В римском легионе на каждую центурию выделялась баллиста либо катапульта. И, о странное! Римская трирема имеет вооружение именно в две баллисты, на две центурии. Таким образом, легион полностью упаковывался на триремы, и в сухопутных боях использовал своё морское оружие, оставляя на берегу лишь пустую деревяшку. Храм посейдона, ага.


В-девятых, происхождение пентеры.

Мореходный корабль должен быть крупнее прибрежного, и сделать мореходный корабль в габаритах триремы невозможно. Это прибрежный корабль может нести только гребцов и груз, а морскому кораблю требуется иметь и значительные припасы, и даже воду. Морской корабль должен иметь автономность не в часы, а в дни. На человека требуется минимум три килограмма припасов в день, плюс треть веса на тару, что на три дня составляет более десяти килограмм, а на неделю уже почти тридцать килограмм, что в пересчёте на двести человек экипажа триеры даёт до десяти тонн дополнительного веса. Кроме того, мореходный корабль должен иметь более прочный, более высокобортный корпус, и галера весит минимум вдвое больше триремы. Это ещё тонн десять минимум, то есть мореходная трирема должна весить не тридцать, а пятьдесят и более тонн.

Морской корабль минимум вдвое тяжелее прибрежного, и для получения сравнимой с триерой средней скорости его мощность нужно удвоить, то есть вместо троих гребцов садить сразу шестерых. Таким образом, экипаж значительно увеличивается, и меньше пяти гребцов ромеи едва ли могли уложиться. Пять гребцов на банке хороши ещё и тем, что римская "палатка" состоит из десяти человек, которые целиком умещаются на две пятиместных банки, таким образом гребцы будут работать наиболее слаженно. Да, в отличии от трёхрядных судов, на пятирядном деканы будут грести вместе со всеми, потому что судно значительно крупнее, и вероятнее всего имеет значительное число свободных бойцов, и дополнительно выделять деканов для самообороны не требуется.

Пентера была вдвое больше триремы, и, как это ни странно, но следующим вверх после манипулы тактическим подразделением была когорта, которая частенько состояла из двух манипул. Пентера была во всём подобна триреме, разве что вместо центурий были манипулы, а вместо центурионов, -- вексилярии. Хотя, точно определить функции всех членов экипажа я вряд ли смогу, да и сама по себе вышеописанная организация является лишь гипотезой. Точных данных у нас нет, однако наиболее удобным судном для римлян было бы такое судно, которое вмещало бы полное подразделение, то есть двух-трёх-четырёх манипульную когорту. По одной манипуле на борт, плюс опционально ещё две манипулы на смену гребцов и самооборону.

Засилие пятирядников в Риме вполне рационально. Чем меньше гребцов на весле, тем удобнее грести, к тому же на боевых кораблях число гребцов избыточно, и влияет больше на ускорение и манёвренность, чем на предельную скорость. Гребной корабль обычно имеет некоторую предельную скорость, выше которой его разогнать поблематично даже с значительным увеличением мощности. Таким образом, судну нужно не так уж и много гребцов, и выше пятирядника едва ли имело смысл подниматься.


В-десятых, дромоны и либурны.

Информации об этих двух типах византийских судов откровенно мало. Дромон описывается как двухмачтовое судно с двумя рядами вёсел, вооружённое катапультой, а либурна, это лёгкое скоростное судно с преимущественно одним рядом вёсел. Больше об этих типах судов не известно ничего. Но ща я нацеплю на себя маску учоного фрика и заявлю: дромон, это всего лишь d'roman, то есть "римский", а либурна, это "как выжженая". А все, кто с этим несогласны, те козлы и неучи, ага.


Либурна, это скорее всего пирога, то есть долблёная или выжженная лодка-однодревка. Это на самом деле очень прогрессивная технология, лучше неё только выклейка корпуса из шпона, и то не факт, а уж дощатые наборы и близко не стояли. Корпус получается тонкостенным, исключительно лёгким, но прочным. Традиционная пирога перетяжелена из-за невозможности в кустарных условиях точно контролировать толщину корпуса, но при качественном измерительном инструменте и наличии шаблонов толщину корпуса можно свести к предельному минимуму. Вероятнее всего римляне нащупали этот предел, и строили либурны предельно лёгкими. Весла скорее всего были тоже предельных характеристик, и либурна вполне могла быть самым быстроходным судном раннего средневековья, не смотря на старомодную технологию изготовления.

Экипаж либурны скорее всего составлял центурию, то есть 100 человек. Либурна скорее всего без труда выносилась на берег, и её масса не превышала пять тонн (сто человек, груз по 50кг), а полное водоизмещение не превышало пятнадцать тонн. Удлинение скорее всего было бы порядка 10, осадка 50см максимум, а полнота 0.5, и получаем длину либурны в 25м, а максимальную ширину, -- в 2.5м. Если же удлинение взять в 15, а осадку в 75см, то длина будет в те же 25м, а ширина, -- в 1,5м. Таким образом, по длине либурна примерно соответствует типовой ладье викингов, но значительно уже её и легче, за счёт чего быстрее. Лодка длиной 25м может иметь порядка 20 вёсел на борт, и при одном гребце на весло в гребцы упаковывается только 40 человек. Либурна скорее всего имела двух гребцов на весло, и гребцы уже не могли располагаться в выемке килевого бревна, им было нужно расположиться выше корпуса, на палубе и "балконах". Далее возникает проблема, а куда упаковать ещё двадцать бойцов. Свободного места слишком мало, и скорее всего над гребцами ставилась ещё одна палуба, возможно облегченная.

Либурна достаточно близка к типовой ладье. Однако, по технологии она делается из толстого ствола путём выжигания или выдалбливания сердцевины, и без груза имеет минимальную остойчивость. Ладьи викингов хорошо держались на волне за счёт мощного тяжёлого киля, который сильно понижал центр тяжести судна, но облегченная посудина никакого балласта скорее всего не несёт, и для повышения остойчивости римляне вероятнее всего использовали поплавки. Поплавки позволяют повысить допустимый центр тяжести, они позволяют вынести гребцов из основного корпуса, они позволяют резко повышать грузоподъёмность судна при потребности, и к тому же значительно повышают боевую живучесть, особенно если поплавки разделены водонепроницаемыми перегородками. Поплавки штука очень ценная, прообраз бортовых выгородок на крупных кораблях. Вероятнее всего либурна выглядела именно как римская галера с помпейской фрески, то есть долблёный толстый ствол, клиновидные кожаные либо дощатые поплавки, палуба для гребцов поверх поплавков, и палуба сверху над гребцами. Палубы и поплавки удорожают и утяжеляют судно, но кардинально повышают его возможности.


Гребное судно на помпейской фреске.

Итак, либурной скорее всего было многоцелевое судно около 25м длины, около 5м ширины по палубе, водоизмещением от 15т, и экипажем в 100 человек. Суда меньшего размера в тогдашних условиях были бессмысленными, потому что типичная ладья имела более 10т водоизмещения и экипаж свыше 50 человек, или говоря другими словами, при меньших характеристиках либурна была бы заведомо слабее типовой ладьи и не могла бы исполнять свои функции. Либурна, это вероятнее всего малая галера, скампавея, построенная из выдолбленного бревна, и уже по названию этих лодок и назвали местность, из которой заготовки для этих лодок в массовом порядке добывали, Либурнией, во-во.


Дромон, это скорее всего d'roman, то есть "римский". Судно "римского типа". Если типовая либурна примерно соответствовала малой галере, а большая либурна была галерой полноценной, то дромон скорее был галеасом. Большая либурна вполне могла иметь водоизмещение более 100т, и брать на борт несколько сот человек. Дромон должен быть качественно сильнее либурны. Отсюда делаем вывод: водоизмещение в несколько сот тонн, экипаж порядка тысячи человек, плюс высокая мореходность. Дромон обязательно должен иметь мощное парусное вооружение, потому что он слишком велик, и даже многочисленные гребцы не придадут ему хорошей подвижности.

Вероятнее всего дромоном было крупное парусно-гребное судно, имеющее высокий борт, две-три палубы, и развитые надстройки на оконечностях. Высокий борт не только улучшает мореходность судна, но и работает как крепостная стена, он защищает судно от абордажа, и уж римляне-то оценили эту вещь ещё в пуническую войну, если уж им пришлось придумывать всякие извращения для борьбы с высокобортными судами Карфагена. А вот основное судно варваров, ладья, было низкобортным и относительно небольшим, и римские суда от них разительно отличались, даже если строились по похожим технологиям. В любом случае, классические ладьи стали быстро отмирать, и их место заняли высокобортные корабли с одной-двумя палубами, и двумя боевыми площадками по оконечностям. Одним из названий подобных кораблей и было это слово "дромон".


Североевропейский дромон. Византийский дромон имел ещё одну палубу и ещё один ряд вёсел.

Итак, дромон должен иметь длину более 25м, ширину более 6м, надводный борт не менее 4м, и осадку не менее 2м. Даже такой небольшой кораблик будет иметь водоизмещение более 200т, а скорее всего там будет 500т и более, при несколько больших размерах. Примерно подобным образом выглядел средиземноморский "неф", хотя тот вероятнее всего был значительно шире, поскольку грузовые суда в византии строили шире боевых. Ещё одним вероятным отличием дромона от нефа является таран, который боевые суда должны бы нести. А вот североевропейские дромоны тарана уже не несли, потому что в северных широтах встречаются льды, а во льдах таран просто ужасен, он стремится утащить судно под лёд, в то время как носовая оконечность классической ладьи лёд либо ломает, либо выкатывается на него. Также в высоких широтах удобна обшивка внакрой, поскольку в ней доски опираются друг на друга, и такая обшивка лучше противостоит сдавливанию льдами.


Свалка дромонов.


В-одиннадцатых, сверхтяжёлые корабли.

Рисунки сверхтяжёлых кораблей везде ну совсем детские. Художнеги либо тупо масштабируют свои фантазии о триремах, либо вообще зарисовывают что-то лишь отдалённо напоминающее корабли. А крупные корабли римляне действительно строили. Об сверхбольших кораблях записано в хрониках, да и на морском дне периодически случаются экстраординарные находки. Но обыватели ожидают странного, и не могут увидеть истины. А истина в том, что сверхтяжёлые корабли Рима имеют минимальные отличия от средневековых кораблей, потому что и технологии и законы физики одинаковые, что в античности, что в средневековье.

Большие морские корабли обязаны иметь высокий борт и повышенные оконечности, потому что иначе судно будет плохо всходить на волну, а где высокий борт, там две-три палубы. Судно необходимо качественно обронять, и повышенные оконечности будут увенчаны "кастлями", то есть боевыми платформами, которые представляют собой не общепринятые у реконструкторов небольшие башенки, а большие платформы от борта до борта, как это было у норманских кораблей. Судно тяжёлое, и чрезмерно большая нагрузка будет корпус сильно изгибать, ведь набор у античных судов был достаточно примитивным. Палуба на оконечностях будет загибаться вверх под солидным углом, и боевые платформы будут срезать оконечности под углом, чтобы быть хоть как-то паралельными уровню воды.

Большое судно должно быть в первую очередь парусным, потому что гребцов требуется уж слишком много, и их невозможно разместить, а с недостаточным числом гребцов судно будет уж слишком тихоходным. А если судно имеет парус, то оно должно иметь и балласт, и большую осадку, и такое судно будет очень сильно изменять дифферент между стоянкой и полным ходом. И так далее. Крупные римские корабли наверняка выглядели как большие средневековые парусники, а не как непомерно раздутые триремы. Исключение составляют сугубо речные суда, которым волнение не грозит, но там тоже будут не триремы, а плоскодонные баржи. Большие римские корабли, это нефы, каракки, и прочая средневековая парусная средиземноморщина.


Продолжение, третья часть:
В-двенадцатых, размышления о рангах античных кораблей.

Tags: вещи морские, вещи недвижимые, военная техника, классификации, мракобесы, оружие холодное, прогресс, ранги кораблей, теория кораблей, теория транспорта, техника и производство, транспорт, эра античная, эра архаики, эра средневековья, это интересно, это хороший пост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment