Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Почитал сейчас про римские корабли... (продолжение №2)

Предыстория, первая часть:
Во-первых, "лес вёсел".
Во-вторых, расположение вёсел.
В-третьих, абордаж и абордажные мостики.
В-четвёртых, технологии.
В-пятых, корпус прибрежного судна античности.
В-шестых, корпус мореходного корабля античности.
В-седьмых, типовые оконечности кораблей.


Предыстория, вторая часть:
В-восьмых, численность экипажа триеры.
В-девятых, происхождение пентеры.
В-десятых, дромоны и либурны.
В-одиннадцатых, сверхтяжёлые корабли.



В-двенадцатых, размышления о рангах античных кораблей.

Унирема, бирема, трирема, квадрирема, пентера, гексера, децирема, и так далее, вплоть до тессераконтеры. Традиционно принято считать, что числительное означает число рядов вёсел, но крупные корабли ставят этот подход под сомнение. Невозможно сделать судно даже с десятью рядами вёсел, а уж "сорокорядники" и вовсе за гранью реальности. Термин однозначно означал что-то другое. Первое же, что предлагается на замену, это "число гребцов в сечении", но и это малореально, потому что не прослеживается какой-либо системы в классах кораблей, а она должна быть. А наличие парусников и вовсе заставляет отказаться от счёта вёсел. Вобщем у меня есть пара своих версий.

Версия первая: число гребцов и бойцов. Эта цифра действительно определяет ранг корабля, и она была бы наиболее вероятной, если бы не мелкие пустяки. Во-первых, для униремы экипаж должен быть менее 50 человек, а подобного подразделения я не знаю, ну, если только центурии в старину образовывались не десятками, а шестёрками. Шестеричная система счисления имела место до десятиричной, но всё-таки оно сильно натянуто. А во-вторых, непонятно засилие нечётных цифр, там триремы и пентеры, ведь Рим не имел оргструктур с нечётным числом подразделений. Можно было бы подумать об одном штатном подразделении экипажа и одном-двух-четырёх подразделениях десанта, но гребной корабль должен идеально управляться, и сводных структур там быть не могло. Так что это практически наверняка неудачная версия.

Версия вторая: число продольных деревянных "лент", из которых формируется корпус корабля. Число гребцов на кораблях изменяется в достаточно широких пределах, загрузка тоже широко варьируется. Все корабли имеют одинаковую длину, ограниченную предельной длиной бревна, а ширина многих кораблей широко изменяется в зависимости от нагрузки, и наиболее показательной является именно ширина полотна обшивки, которая в зависимости от загрузки трансформируется либо в ширину корабля, либо в высоту надводного борта. Число "лент" достаточно хорошо характеризует класс корабля, как будте заметно ниже.

Габариты "ленты" обшивки достаточно стандартны. Ствол взрослого дерева имеет диаметр около 2м у корня, и где-то около 1м на высоте 30-40м. С бревна снимается верхний слой, пропитывается хитрым составом, распрямляется на водяном пару, и получается огромная доска, длиной около 40м, а шириной 6м у корня, и 3м у макушки. Из таких лент очень удобно формировать корпус корабля, если конечно известна технология, как эти листы гнуть. Доски можно сшивать между собой, загибая край в виде фланца, вставляя промеж листов прокладки для лучшей подгонки стыка, накрывая для лучшей сохранности стык снаружи досками твёрдых пород, и прошивая всё это деревянными шипами. Фактически получается внешний набор, те самые странные пояса-карнизы на старых кораблях. В ответственных местах ширину стыка можно значительно увеличить, одновременно увеличивая и сечение прокладываемого бруса.

Вариантов сборки оконечности три. Во-первых, можно тупо соединить прямоугольные детали, развив прокладку промеж листов на торце в треугольную секцию, получая что-то типа классической транцевой кормы, либо носа джонки, при желании эстетики. Во-вторых, можно попытаться сформировать таран, сшивая друг с другом листы и с торца, но придавая им обратную кривизну, дополнительно усиливая торец мощным изогнутым брусом. Форштевневый брус сходится с килевым брусом, стык подгоняем, после чего крепко обвязываем и оковываем медью, и получаем классический античный таран. Однако, скулы судна получают излом, и я бы их дополнительно усилил продольными поясами, либо вообще прикрыл медными пластинами. Нос так или иначе нужно усилять, потому что это самая трудовая часть судна. В-третьих, при раскройке бревна рез ближе к торцам можно резко загибать, получая плавное закругление, которое объединяет торцевой шов с продольным в один общий шов. Получается классическая оконечность ладьи. Если прокладка (киль) делается одной деталью, то будет исключительно крепкое судно.


1. Унирема. Полученную трубу тут нужно не распрямлять, а всего лишь чуть раскрывать, в следствии чего ширина по миделю будет около 3м, при высоте борта в 1,5м. Осадка получается где-то 0,5м, а водоизмещение, -- примерно 30т. В стандартной комплектации получится что-то типа типичного финикийского боевого корабля либо древнеегипетской ладьи, но для большей универсальности лодке лучше бы добавить дополнительный водоизмещающий объём, то есть достроить кожаную или дощатую "крышу" под (точнее над) нашим килевым "коньком", как у избы.

На трёх метрах ширины вполне можно разместить по двое гребцов на борт, а если выносить места гребцов за борт, то можно вполне вписать и три ряда вёсел. В каждом ряду вполне можно иметь 30 гребцов, так что наша монера вполне возьмёт и две сотни человек, тем более что только при десятитонной лодке на двести человек её можно выносить на берег. Однако, при коротких вёслах такого количества гребцов для такой лёгкой лодки просто не нужно, потому что даже один ряд вёсел вполне разгонит лодку до предельной скорости. Если сухой вес ладьи уложится в пару тонн, то можно и весь экипаж ограничить полусотней человек.


Греческая "бирема", которая очень похожа на унирему.


2. Бирема. Берём две трубы, разрезаем вдоль, и слегка расправляем, после чего сшиваем. Из корневого конца сшивки формируем античный таран, а макушечный конец с косыми срезами загибаем в ладейную оконечность, и получаем классическую бирему-трирему. Если же зажмотиться на таран, и делать обе оконечности ладейными, то получим классическую ладью викингов. Корпус имеет два шва, по каждому из которых лучше всего проложить цельный брус, например из дуба. Брусья должны высоко выступать над бортом, потому что штатной мачты судно не имеет, и нужны возвышенные точки для наблюдателей.

Срез борта выгоднее всего обшить мощным брусом, или даже загнуть его, сделав фланец. Это, с одной стороны, резко повысит прочность судна, а с другой, укрепит борта, между которыми необходимо ставить распорки или даже переборки, потому что набора судно не имеет и без распорок банально схлопнется. Также поверх распорок удобно проложить дощатый настил, хотя бы частично, что ещё более усилит корабль. Расположение и численность гребцов для этого судна произвольные, потому что это уже большое судно, однако все вёсла здесь шли поверх борта, потому что дырка в борту лишь чуть менее опасна, чем дырка в дне.

Бревно имеет средний диаметр полтора метра, следовательно, средняя ширина листа будет примерно 4м. Шпангоуты будут представлять собой дуги окружности, так что ширина по миделю будет более 5м, а высота борта будет доходить до 3м. Это уже крупный корабль, который может иметь полноценный трюм, в котором можно будет стоять в полный рост. Если считать осадку в 1м, то судно будет иметь водоизмещение 75т и более, то есть аж втрое больше униремы. Примерно такими сейчас представляют у нас триремы, но это именно бирема.


Корабль Вильгельма Завоевателя, типичнейшая ладья. Греческая бирема отличается от него только таранным форштевнем.


3. Трирема. Конструктивно это расплющенная унирема, верхний борт которой имеет фланец, поверх которого закреплены ещё два листа на манер биремы, образуя швом те самые "защитные пояса по ватерлинии". Если поверх фланца дополнительно расположить длинные дубовые доски толщиной так в 0,5м и высотой в два метра, то это будет исключительно мощная защита, которую едва ли какой таран возьмёт. Одновременно такая защита улучшит развесовку и усилит набор корпуса. Нижний лист вероятнее всего ориентирован корневой частью в нос, а верхние листы в нос смотрят макушечными краями, за счёт чего образуется мощный таран и выравнивается линия борта, и борт в корме будет даже выше борта на носу.

Трирема по ширине образуется одним нижним листом, она плоскодонная, и скорее всего будет чуть уже биремы, метра так в четыре ширины без учёта бронепояса, да ещё и длиннее на 5-10м, потому что хвост горизонтален, и продолжен вехними листами, значительно смещёнными относительно него взад. А вот бортовой лист у неё значительно шире сам по себе и к тому же вертикальный, так что борт будет иметь высоту более четырёх метров, и зрительно трирема будет выглядеть значительно внушительнее биремы. Если бирема имеет трюм глубиной чуть больше двух метров, то трирема будет иметь вдвое более глубокий трюм, и легко может быть двухпалубной внутри корпуса. По грузоподъёмности такая трирема тоже значительно превзойдёт бирему, её полное водоизмещение будет порядка 150т при осадке в 1,5м. Да, это внушительная посудина. Если у биремы надводный борт менее 2м, то тут он почти 3м, и пусть силуэт схожий с биремой, но пропорции совершенно иные.

По количеству и расположению гребцов такая трирема может быть произвольной, на неё можно поставить хоть пять рядов вёсел, тем более что по размерам она примерно соответствует общепринятому представлению о пентере. Из-за уменьшенной ширины и увеличенной длины возрастает предельная скорость судна, однако её манёвренность с манёвренностью униремы или биремы ни в какое сравнение не пойдёт, и протаранить бирему или унирему триреме будет очень сложно, а вот они её насадят на таран без проблем. Однако, если на карниз, образованный стыком листов, поставить пояс из дубовых плах, который туда сам просится, то эффект от вражеского тарана будет околонулевой, и в бою с более лёгкими судами такой броненосец выйдет победителем. С появлением трирем все более мелкие суда разом устаревают.


Греческая "бирема", которая очень похожа на трирему.


4. Квадрирема. Конструктивно это бирема, наращенная биремой. Бирема или ладья с вдвое большим бортом. Главным отличием такого судна от триремы является большая осадка и наличие киля, в следствии чего квадрирема будет значительно лучше ходить под парусом, и вообще мореходнее. Кроме того, в отличии от триремы подобное судно замечательно приспособлено для установки мачт. Это скорее торговый корабль, с парусом в качестве основного движителя.

Бортовой лист имеет ширину аж в 8м, и сама конструкция по миделю едва ли уже 6м, а скорее 7-8м, при минимальной высоте надводного борта около 4м. Такой высокий корабль должен иметь несколько палуб, и вероятнее всего нижняя палуба крепилась к карнизу, образованному швом между бортовыми листами, а для средней палубы был сделан ещё один карниз посередине верхнего листа. Корабль имеет внушительные внутренние объёмы, очень грузоподъёмен и исключительно комфортабелен по античным и ранне-средневековым меркам. Осадка вероятнее всего 2-3м, что даёт водоизмещение порядка 200-300т.

Для таранного боя сей класс посудин подходит плохо, потому что не может иметь мощного пояса вдоль ватерлинии, его просто негде крепить. По манёвренности судно тоже неважное, а по скорости такой округлый кораблик и подавно не идёт ни в какое сравнение с узкой длинной триремой. Однако, если бой будет вестись метательным оружием и артиллерией, то такой корабль становится очень грозным противником, как за счёт высокого борта, так и за счёт неиссякаемого запаса боеприпасов. Это фактически плавучая крепость. Весьма вероятно, что это и был тот самый византийский дромон, поскольку в северной Европе дромоном называли именно подобное судно.


Венецианское грузовое судно очень похоже на квадрирему.


5. Пентера. Трирема с ещё более увеличенным бортом. Трирема имеет и без того высокий борт, и ещё добавлять ему четыре метра высоты совершенно незачем, следовательно, пентера была значительно шире триремы. Можно сказать, что пентера является квадриремой с проставкой по центру униремы с её мощным тараном. Но вероятнее всего пентера была уже и длиннее квадриремы, поскольку ей была нужна скорость, и вместо ширины значительно увеличивался надводный борт. Если трирема имела трёхметровый борт, то тут было метров пять без учёта фальшборта, и ещё бы у трирем не было бы проблем с абордажем пентер. Видимо для абордажа таких высоких бортов и предназначались те самые римские абордажные мостики, "вороны".

У пентеры нет проблем с внутренними объёмами, но у неё есть проблемы с длиной, и наверняка использовались брёвна максимальных длин, и по максимуму, в следствии чего межпалубные пространства могли быть местами в полтора метра, и даже меньше. Длина пентеры вероятнее всего составляла более 40м без учёта тарана, ширина по миделю вероятно была порядка 8м, а осадка 2-3м, итого водоизмещение 300-500т, и больше. Триреме с таким гигантом тягаться очень сложно, пусть она и быстрее, и манёвреннее.

Пентера была достаточно прямым судном за счёт своих четырёх килей и дубового бронепояса. Едва ли судно такого класса имело обшивку в несколько сантиметров, скорее там были десятки сантиметров на всём угрожаемом пространстве, которое начиналось почти что от самого днища, и заканчивалось минимум метром от воды. Нижние бортовые листы должны были иметь максимально возможную толищну, и наверняка они дополнительно покрывались мощными досками из твёрдых пород дерева, из какого-нибудь дуба. Кроме того, наверняка вдоль бортов устраивались выгородки и вообще деление на отсеки. Сейчас почему-то считается, что парусные корабли не имели деления на отсеки, но это не так. Большинство парусников имело минимум три отсека, и дополнительно выгородки вдоль бортов, которые одновременно использовались как хранилища, блокировали течи, и усиливали конструкцию корабля. В век таранных боёв заниматься такими вещами и подавно необходимо.

Итак, плоское днище, поверх которого идут практически плоские наклонные борта, обшитые снаружи толстыми дубовыми досками, и сверху ещё один пояс бортов. Судно практически наверняка имело три палубы: нижнюю палубу на уровне стыка бортовых листов, среднюю палубу посередине верхнего бортового листа, и верхнюю палубу поверх верхнего бортового листа, плюс были боевые платформы на оконечностях, которые зародились ещё на биремах. Вероятнее всего обе нижние палубы использовались для расположения гребцов, а верхняя палуба была батарейной. Гребцы гребли длинными вёслами, и их было много, 6-7 человек на весло, в две палубы, порядка 30-40 вёсел в ряд, всего около 1000 гребцов. Судно должно было быть быстрым для своего класса.

Пентера значительно больше, чем мы её себе представляем. Ранее экипаж римской пентеры оценивался в 300 гребцов и 100 бойцов, но тут минимум в три раза больше людей. Не центурия и не манипула, а целая когорта. На десять пентер грузится целый легион, а на 270 пентер бойцами упакуются сразу все римские легионы, одновременное число которых никогда не превосходило ЕМНИП 27. Если же речь вести о перевозке, то пентера при желании может взять на борт легион целиком, если без обоза и тыловых подразделений. Это действительно очень большое судно. Полноценный галеас.


Средневековый галеас.


6. Гексера. Флагманский корабль римского флота, тройная ладья. Это слишком широкое судно, и таран ему совершенно ни к чему, потому что едва ли можно будет найти ещё более неповоротливого противника. По осадке и высоте борта гексера должна примерно соответствовать пентере, но она значительно шире её. Длина более 40м, 12м ширины, 3м осадки, и 5м надводного борта, итого водоизмещение 750-1000т, это размер линейного корабля XVII века. Хотя, подобные по размеру суда строились и в XV веке, да и по виду получившаяся посудинка очень напоминает каракку.

По планировке внутренностей гексера слабо отличается от пентеры, там те же три палубы, только более широкие. Нижний лист вероятно покрыт дубовым бронепоясом. Вёсла скорее всего отсутствуют, потому что корабль слишком широк и медлителен, и практически наверняка сделана ставка на паруса. Это флагманский корабль, и брать противника на абордаж ему необязательно, наоборот, это противник будет пытаться взять корабль на абордаж, потому что флагманский корабль. Так что палубы вероятнее всего не гребные, а артиллерийские. Катапульты вместо пушек, почему бы и нет? А могут быть и пушки, это ж не бластеры какие, их и египтяне могли бы иметь, если б знали секрет. Греческий огонь, ага.

Гексера вдвое тяжелее пентеры, но у неё добавлен только ещё один киль, в следствии чего её прогиб должен быть значительно глубже, чем у пентер. Оконечности судна должны высоко задираться, и на них ещё дополнительно устраиваются боевые площадки. Высота борта на оконечностях должна приближаться к 10м, и это явный левиафан даже среди пентер. Такое судно может поднять на борт несколько тысяч бойцов, и взять его на абордаж, мягко говоря, не просто. А в век артиллерии такой крупный корабль и подавно предельно опасен.



Венецианский неф. Судя по двум странным поясам на днище и ещё четырёх поясах по борту, это именно гексера, но размер как-то маловат для гексеры.


10. Децемрема. Десять листов! Трудно такое даже представить. Титаник античности. Надводный борт едва ли больше двух листов (7-8м высоты на миделе), следовательно, три листа ниже ватерлинии. Осадка корабля получается где-то 6м, а ширина более 20м. Если судно достигало 70м длины, то водоизмещение получается более 4000т. Судно должно иметь не менее четырёх палуб. Бесполезно даже пытаться приводить в движение такое огромное судно с помощью вёсел, и судно должно быть чисто парусным. Скорость хода мизерная, манёвренность пресквернейшая, и назначение подобного судна совершенно непонятное. Использование такого судна как войскового транспорта осложнено его значительной осадкой, а строить супердредноут ради разгона папуасов глупо. С другой стороны, такой корабль обошёлся бы дешевле трёх тетрер (квадрирем) или двух гексер, при значительно большей грузоподъёмности и меньшем экипаже. Profit!

Вероятнее всего суда именно такого класса нашли итальянцы на своём озере Неми. Они имели длину около 70м, 20м ширины, и пять килей. Децемрема как раз имеет пять швов, и ширина примерно в 20м.


Судно, найденное на озере Неми. Размер остова впечатляет.


Спрашивается, а почему это такая замечательная технология могла умереть, ну, если она действительно была? Ответ прост: такие корабли совершенно неремонтопригодны, и малейшая дырка обесценивает весь корабль. Если дощатый корабль после артиллерийского боя выводится в спокойное место, ложится командой на борт, после чего простреленные доски банально заменяются на новые (стандартизация, ёпт!), после чего корабль полностью восстанавливает боевые свойства, то чтобы залатать дырку в монолитном листе, нужно пробить ещё дырок, в следствии чего лист ещё больше ослабляется. А "листовые" корабли предельно облегчены и не имеют запаса прочности. Пара хороших артиллерийских боёв, и вроде бы починенный корабль разрушится и утонет в шторм. Плюс земляные червяки жучки-древоточцы, к которым тонкостенный супероблегченный корабль заведомо неравнодушен.


ЗЫ
Блин, хоть книжку пиши... Зря я наверное в эту тему влез...

ЗЗЫ
Это "сейчас" было неделю назад. Гы.
Tags: автобиографическое, вещи морские, вещи недвижимые, военная техника, классификации, мракобесы, оружие холодное, прогресс, ранги кораблей, теория кораблей, теория транспорта, техника и производство, транспорт, эра античная, эра архаики, эра средневековья, это интересно, это хороший пост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments