Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Categories:

Комплекс универсальных кораблей. Малые, речные кораблеки.

Флот вообще-то есть не только морской и океанский, но и прибрежный, и речной, и даже озёрный. Есть корабли, которые решают задачи в дальних краях, есть корабли, которые защищают родные берега, и есть корабли, которые плавают внутри берегов. Во внутренних, гм, бассейнах, тоже есть задачи для кораблей, и, следовательно, есть место для отдельных флотилий, и место для линейки кораблей этих флотилий. Военные суда внутренних вод можно грубо поделить на три класса: армейские сухопутные корабли, речные флотилии малых судоходных рек, и речные флотилии крупных рек и морей.


1. Армейские плавсредства.

Да, сухопутная армия тоже имеет корабли в своём штате, только это достаточно малые корабли, которые можно активно перевозить по суше. Армейские суда типично перевозятся на автомобильных прицепах, в следствии чего их вес не превышает веса тяжёлого грузовика. Армейские суда можно смело ограничить восьмым рангом. У сухопутчиков корабли типично относятся к переправам, к переправочным паркам, то есть к инженерным войскам, и у сухопутных держав даже случаются забавные казусы, когда главным флотоводцем является не адмирал, а банальный генерал инженерных войск. Так например обстояло дело в Австрии, где имелась относительно крупная речная флотилия, но подчинялась она сухопутному генералу.

Основные типы армейских судов:
- малые резиновые лодки, например советская малая надувная лодка ЛМН;
- десантные резиновые лодки, например советская десантная лодка ЛГ-12;
- самоходные паромы, например советский ПТС или ГСП;
- несамоходные паромы, например из состава советского ПМП;
- буксирные моторные катера, например советский БМК-Т;
- многоцелевые патрульно-боевые катера, например американский SURC;
- быстроходные десантные катера, например финский "Uisko";
- скоростные катера, например российский "Ястреб".

Это широкий список, и далеко не все из этих типов судов используются. Так скоростные катера являются типично полицейским средством, и в армии для них места маловато, а быстроходные десантные катера используются либо опять же полицией, либо в странах с обилием рек, озёр, и островов, прочие же страны обходятся плавающими БТР и самоходными паромами. Также слабо распространены армейские многоцелевые катера. Если у армии США такие катера в заначке имеются, то российская армия ничего такого пока себе позволить не может, по финансовым причинам. А жаль. Катера из состава понтонно мостовых парков для патрульно-боевых задач слабо пригодны, тем более что они заняты в районе переправ, а штатная амфибийная техника чувствует себя на воде достаточно неуверенно. Специализированный многоцелевой катер был бы крайне полезен и в сухопутной армии.

Армейские автотранспортабельные суда мелкие, бесхитросные, и подробно разбирать их я не буду. Сойдут и существующие. Единственное, что стоит сказать, это то, что армейские суда в обязательном порядке должны делаться на узлах и по технологиям прочей армейской техники. Т.е. грузовые или танковые дизели, сталь, армейские вооружения, и т.п.


2. Речные флотилии.

Если армейские "флотилии" малы как по кораблям, так и по их числу, и ведут преимущественно сухопутный образ жизни, сопровождая войска на марше и сходя на воду только при форсировании водных преград, то речные флотилии ведут в значительной мере самостоятельный от сухопутных войск водный образ жизни, действуя по речной сети, озёрам, и внутренним морям, и практически не покидая своих родных мест. Манёвр кораблями с одной речной сети на другую теоретически возможен, как по сети каналов, так и сухопутно, по автобанам и железным дорогам, но он производится только в случае потери важности флотилии на данной речной сети, т.е. либо в случае отдачи этой речной сети противнику, либо в случае полного взятия бассейна реки под контроль и высвобождения техники. Так советские бронекатера обошли все крупные реки и СССР, и восточной Европы.

Речные флотилии имеют значительно более крупные и многочисленные корабли, чем у сухопутчиков, у них самостоятельные задачи, и, соответственно, самостоятельное командование. Если у армейских флотилий приоритетной является задача форсирования рек, то у речных флотилий десантные задачи отходят на второй план, подавляясь задачей полноценного владения водной артерией, т.е. борьбой с судами противника и его войсками, выходящими к берегам. Главным кораблём речной флотилии является боевой корабль, и скорее даже бронированный боевой корабль, бронекатер или монитор. Но и транспортные задачи тоже важны, вот только там уже будут работать гражданские корабли, которые мне описывать не интересно.

Основные типы речных судов:
- гражданские речные транспорта, например тот же сухогруз типа "Волго-Дон";
- гражданские несамоходные баржи;
- гражданские речные буксиры;
- многоцелевые боевые катера, например катер Combat Boat 90;
- боевые бронированные катера, например речной бронекатер пр.192;
- десантные суда, например скоростной танкодесантный катер типа "серна";
- скоростные катера, например катер-перехватчик типа "мангуст".

Тут тоже широкий список. Скоростные катера-перехватчики в военное время практически бесполезны, поскольку нарушителя будет преследовать пущенная по нему ракета, и дополнительно догонять его кораблём смысла нет. Разве что для патрульной и посыльной службы, т.е. в виде речного "джипа". Ну и опустим гражданские типы кораблей, которые собственно в речной флотилии отдельно заводить смысла нет вообще, т.к. в военное время их можно будет взять в временное пользование у гражданских пользователей. Остаются многоцелевые боевые катера, бронекатера, и десантные суда. Но это только лежащее на поверхности, а в глубине там всё сложнее.

Военная наука предписывает нам заиметь:
1) малых вездесущих инфантов, которые будут везде и всегда;
2) бронированных кавалеристов, которые смогут вынести инфантов противника;
3) тяжеловооружённых артистов, которые уделают кавалеров противника, какими бы они ни были.

Малые вездесущие инфанты, это конечно же патрульные суда. У армии США времён вьетнамской войны эту задачу исполняла семитонная мыльница PBR, а сегодня его место занял десятитонный алюминиевый SURC. Американские патрульные катера типично имеют радиолокатор, эхолот, и вооружены несколькими крупнокалиберными пулемётами, автоматическими гранатомётами, безоткатными орудиями, и прочей стрелковкой, а их десантная вместимость составляет до двух отделений на катер.

Американский катер SURC обжат под габарит стандартной четырёхосной ж/д платформы, который составляет 13х3.2х2.5м, и его можно перевозить по железным дорогам совершенно безпрепятственно, в любое время и в любых количествах, накачивая техникой нужную в данный момент флотилию. Однако, для самостоятельных речных флотилий, которые имеют отдельную оргструктуру, отдельную инфраструктуру, и представляют собой цельные подразделения, такая мобильность является избыточной. Да, речные флотилии должны иметь возможность перебрасываться по железной дороге, но это будет чрезвычайной мерой, и для кораблей речных флотилий можно задействовать не нормальный для ж/д размер, а максимальный внегабаритный, который составляет где-то 4.4м по ширине и 3.9м по высоте. Таким образом, речным инфантом выгоднее иметь несколько бОльший корабль, чем SURC. Корабли речной флотилии будут иметь уже не 8й, а 7й ранг.

Более крупным является шведский катер Combat Boat 90. Он также вооружён несколькими крупнокалиберными пулемётами и автоматическим гранатомётом, однако он бронирован, значительно подвижнее американца, лучше приспособлен для перевозки и высадки десанта, и в целом значительно комфортабельнее, поскольку имеет более высокий борт и перекрытие, т.е. экипаж и десант имеют защиту от ветра и осадков. Это уже полноценный катер, а не вооружённая моторная лодка. Однако, этот катер не полностью использует ж/д габарит, и вполне возможно увеличить ширину с 3.8м до 4.4м при той же длине, увеличив полное водоизмещение с 20 до 25-30т, и одновременно полезную нагрузку на 2-3т.

Вооружение из крупнокалиберных пулемётов для такого корабля, на мой взгляд, слабовато. Основным противником на воде у такого катера будут плавающие танки, БТР и БМП, а против них у такого слабовооружённого катера шансов просто никаких. Соответственно, на катер ставим стабилизированную башню БМП с 30мм автоматической пушкой, спаренным пулемётом, автоматическим гранатомётом и ПТРК. Зенитные и противотанковые возможности многоцелевому катеру будут небесполезными, да. Фактически у нас получается речная БМП. БМП является одной из самых универсальных машин в армии, и сходство универсального катера с БМП закономерно.

Бронезащита у катера будет противоосколочной и лишь в жизненно важных местах противопульной. Бронекорпус будет односительно лёгким, и на мой взгляд, такому катеру вполне реально иметь место для перевозки 32ч десанта с вооружением и грузоподъёмность в 3.5т. Три-четыре мотора с той же БМП дадут до двух тысяч л.с. мощности, и катер вполне сможет достигать скорости 30-40 узлов. Классической рубки или ходового мостика катер иметь не сможет из-за наличия башни, и он потенциально имеет изрядные проблемы с обзором, но при желании их вполне можно решить за счёт всяких технических извращений. Катер получается достаточно серьёзным, вполне способным зачищать водные пространства и выдавливать пехоту и лёгкую бронетехнику подальше от берегов, т.е. полноценно владеть водными артериями, но и цена у него выходит значительной, так раза в два-три дороже Combat Boat 90, на уровне стоимости тяжёлой БМП или половины стоимости основного танка. Но легковооружённый-то патрульный катер в серьёзном военном конфликте заведомо не жилец.

Бронекавалером конечно же будет являться бронекатер. Бронекатер глупо делать в габаритах патрульного катера, но он ровно также должен быть ограничен в габаритах возможностями железнодорожного транспорта. Предельным для перевозки по железной дороге является габарит где-то 30х4.4х3.9м, и именно таким и должен быть бронекавалер. Примером такого бронекатера является речной бронекатер пр.192. Он имеет водоизмещение около 60т при длине около 30м, ширине 4.4м, и осадке 0.75м; силовая установка из двух дизелей по 1000л.с. разгоняет катер до чуть более 20 узлов. Вооружение расположено в трёх башнях: 85мм орудие на носу, спаренный КПВ на крыше рубки, и спаренный КПВ на корме. Толщина брони корпуса составляет 7-10мм, плюс в особо важных местах имеется 7мм экран, т.е. бронезащита на уровне лёгкого БТР.

Да, бронирование этого бронекатера много слабее танкового, но бронекатер и нет нужды бронировать как танк. ОБПС бронекатеру будет что слону дробина, шрапнель будет нейтрализована бронезащитой, и опасными для бронекатера будут только мощные фугасные снаряды, под противостояние которым и должен расчитываться бронекорпус катера. Ещё опаснее для бронекатера калиберные бронебойные и полубронебойные снаряды, но их в современных армиях нет, и противоснарядное бронирование современному бронекатеру совершенно ни к чему. К тому же бронекатера не будут ходить поодиночке, наоборот, в атаке будет сразу четыре и более кораблей, чтобы заведомо насыщать оборону противника. Попаданий по бронекатерам будет мало, и их эффект будет незначительным.

Бронезащита катера адекватная, прочие характеристики катера тоже приемлемые, но вот оружие необходимо усилять, т.к. бронекатер пр.192 создавался под задачи конца 40-х годов прошлого века, а сейчас другие времена. Бронекатер должен быть полновластным хозяином реки, он должен иметь способность уничтожить вообще любую цель, которая только может возникнуть на водной глади или побережье. Бронекатер должен быть танком. Главным калибром бронекатера должно быть современное танковое орудие, и скорее всего башня должна быть унифицирована с башней истребителя танков, типа "спрут-с". И эта башня будет единственной, и единственной надстройкой вообще, для обеспечения ей кругового обстрела, как это и должно быть на танке.

Габариты башни изменяются незначительно относительно пр.192, но новое орудие где-то на тонну тяжелее старого, плюс дополнительное оборудование, вобщем катер утяжеляется где-то на 2т, а то и поболее. Одновременно снимаем рубку, которая высвободит примерно 2-3т. Да, это серьёзно ухудшает обзор, но эту проблему сегодня вполне можно решить техническими средствами. Также снимаем обе пулемётные башни, которые дадут ещё где-то по 1т, одновременно добавляя зенитный крупнокалиберный пулемёт на крышу башни и небольшую мачту с обзорным радиолокатором поверх неё. Крупнокалиберный пулемёт будет использовать командир танка катера по воздушным и особоважным целям. Если хочется увеличения каналов стрельбы, то можно добавить пару башенок с 30мм гранатомётами, расположив их спереди и сзади основной башни, ниже линии её огня. По стоимости такой бронекатер будет несколько превосходить основной боевой танк.

Тяжеловооружённый артист должен уничтожать любых кавалеристов, будь то штурмовики, истребители, противотанковые вертолёты, или те же бронекатера. Речной катер-артист должен быть точно так же транспортабельным по ж/д дороге, и его габарит ограничивается 30х4.4х3.9м, водоизмещение 112т, а полезная нагрузка, -- 45т. В отличии от бронекатера и патрульного катера катеру-артисту не требуется ходить по мелкой воде, и его осадка может быть чуть больше, также чуть больше может быть и полнота, поскольку катер останется в тылу, и сверхскоростей ему тоже не требуется. Катер-артист можно делать как артиллерийским, так и ракетным. Артиллерийский катер выходит дешевле в использовании, универсальнее, но его огневая мощь значительно слабее огневой мощи ракетного катера, и никаких качественных преимуществ он не даст. Так что пусть будет ракетный катер, что-то вроде увеличенного ПТРК "Штурм-С".

Для ракетного катера-артиста оптимальным будет универсальный ракетный комплекс класса "Бук". Полутонная скоростная высокоманёвренная ракета с 50кг боевой частью решает все зенитные задачи, и вдобавок может неплохо действовать и по катерам, и по одиночным сухопутным целям, в том числе по бронированным. Такой ракетный комплекс может достаточно надёжно прикрыть катера с воздуха и помочь им с тяжёлыми целями, но он достаточно тяжёл. Одиночная пусковая установка с автоматом заряжания будет весить минимум 5т, механизированный погреб на 16 ракет легко потянет на 15т, и ещё минимум 10т будет весить радиолокатор со всей прочей электроникой. Итого 30т. Не менее 10т потребуется для локальной противоосколочной бронезащиты ракетного комплекса, а оставшиеся 5т легко съест оружие самообороны, т.е. пара многоствольных крупнокалиберных пулемётов. Вот и вся полезная нагрузка речного ракетного катера. Также ракетный катер должен нести БПЛА с управляющим оборудованием, но он будет лёгкого класса, и его массу можно не учитывать.

Десантный катер речной флотилии из-за ограниченности железнодорожного габарита принципиально не может быть танкодесантным. Ширины в 4.4м недостаточно для перевозки танка, поскольку танк имеет практически аналогичную ширину, и даже если сделать катер безбортным, в виде плоского понтона, то перевозка танка будет практически невозможной из-за низкой остойчивости понтона. Таким образом, ж/д транспортабельный десантный катер сможет десантировать пехоту, джипы, и, как максимум, основные грузовики с буксируемой артиллерией. Соответственно, для катера будет достаточно водоизмещения в 60т при 30м длины, 4.4м ширины, и осадке в 0.7м.

Десантный катер должен быть универсальным средством, и он должен не только перевозить пехоту, грузовики, артсистемы, грузы общего назначения, но и являться базой для кораблей огневой поддержки. На десантном катере должна быть штатная возможность установить батарею 120мм миномётов, боевой модуль зенитного ракетно-пушечного комплекса типа "панцирь"; катер должен позволять использовать с него РСЗО типа "Град", противотанковые орудия, и т.д. Десантный катер является аналогом основного грузовика, и он должен быть предельно универсальным как этот грузовик, легко трансформируясь во что угодно, от топливозаправщика, до гантрака. Для самообороны на десантный катер должны устанавиваться автомобильные турельные кольца с крупнокалиберными пулемётами, автоматическими гранатомётами и ПТРК, плюс дымовые гранатомёты, плюс системы активной защиты, плюс прочая чепуха.

Итого, многоцелевые катера могут разведывать и контролировать водные пространства, уничтожая дозоры и разведчиков противника, они могут десантировать и эвакуировать пехоту, снабжать прибрежные подразделения боеприпасами и прочими предметами снабжения, ограниченно поддерживать их огнём. Бронекатера будут усилять многоцелевые катера, вступая в бой там, где для патрульных катеров слишком опасно. Бронекатера будут подавлять укреплённые объекты на берегу, бороться с бронетехникой противника, или просто уничтожать катера противника. Ракетные катера обеспечат прочие катера флотилии картинкой с воздуха, одновременно организуя их действия, защитят их от воздушного нападения, и уничтожат одиночные особоважные или особоукреплённые цели. Ну а десантные катера помимо задач десантирования техники будут являться платформой для катера огневой поддержки десанта, причём после захвата побережья миномёты с катера огневой поддержки будут сняты, и уйдут вглубь берега за пехотой, освобождая платформу для транспортных задач. В целом, основной задачей катеров речной флотилии является сбить и прогнать всё то, что мешает судоходству, а полноценную зачистку берега уж пусть решают сухопутчики.


3. Речные флотилии крупных рек.

Вышеописанные речные катера имеют сильно ограниченные размеры, и вместе с тем сильно ограниченную боеспособность, что является платой за стратегическую мобильность. Но совершенно отсутствует смысл зацикливать на высокой стратегической мобильности все речные суда, за счёт чего можно получить значительно более мощные корабли, которые на крупных реках будут чувствовать себя значительно увереннее малых катеров.

Крупные речные корабли незачем вытаскивать на берег, и их размер ограничивается габаритами типовой шлюзовой камеры. Размер этот достаточно велик, и только редкие боевые корабли будут его осваивать целиком. Таким образом, крупные речные корабли будут ограничиваться в размере скорее своей нагрузкой, чем внешними факторами. А нагрузка для крупных речных кораблей может быть очень разнообразной.

Основные типы крупнотоннажных военных речных судов:
- многоцелевые боевые корабли, например артиллерийский катер пр.1208;
- речные мониторы, например, монитор типа "шквал";
- десантные суда, например малый десантный корабль типа LCU 2000.

Суша является крайне неудобной средой для крупных механизмов, и совсем другое дело вода. Если хоть сколько-то мобильные сухопутные левиафаны едва вырастают до ста тонн, то на воде без особого труда могут существовать механизмы весом в тысячи тонн. Весовая отдача корабля выше, чем у колёсного или гусеничного шасси, а стоимость перевозки на порядки меньше, и задействовать водную среду всегда выгодно. Однако, вода значительно агрессивнее суши (корабли умеют тонуть), и она менее удобна для некоторых видов механизмов, например, для орудий (отсутствует жёсткая опора). Если сухопутная шестидюймовка с тягачом весит тонн десять, то на воде для той же шестидюймовки нужен корабль тонн в пятьдесят, а то и поболее. С другой стороны, если сосредотачиваться на бронированных кораблях, то эти проблемы исчезают. Поэтому основным артиллерийским кораблём речной флотилии будет монитор. Речной линкор.

Первое, что просится на крупный речной военный корабль, это артсистема, мощная артсистема, например, спаренная универсальная автоматическая 130мм пушка. Она эффективна по открытым водным, наземным, низколетящим и средневысотным воздушным целям, и также очень неплоха при стрельбе с закрытой позиции, поскольку по огневой производительности соответствует чуть ли не дивизиону обычных пушек. По эффективности данное орудие приближается к РСЗО, но цена её выстрела несравнимо дешевле выстрела РСЗО, в следствии чего его можно использовать значительно активнее РСЗО. Это очень интересное орудие, но оно вместе с механизированным погребом и боеприпасами имеет вес 120-150т, т.е. на суше такое орудие можно разместить только на железнодорожном транспортёре, который жёстко привязан к сети ж/д дорог и очень уязвим, и такое орудие можно будет использовать только от случая к случаю, что делает его относительно бесполезным для армии. А вот на воде такое орудие уже становится целесообразным, пусть для него и потребуется корабль водоизмещением минимум 450т.

Монитор водоизмещением 900т будет иметь длину 60м, ширину 15м и осадку 1.5м. Особой скоростью монитор не будет отличаться принципиально, и ему будет более чем достаточно дизелей мощностью 5000л.с. Корпус такого монитора будет иметь вес порядка 250т, энергетика и механизмы легко уложатся в 30т, 64ч команды со всем необходимым на месяц будет весить не более 20т, плюс 100т топлива на неделю хода. 130мм автомат ест 150т, плюс 15т на радиолокатор и прочее оборудование, плюс 15т на мачту и надстройку для размещения радиолокатора и прочего, плюс ещё 15т на зенитный ракетно-пушечный модуль, который значительно усилит ПВО корабля и закроет непростреливаемый для главного калибра сектор в корму. Итого уходит 400т на "шасси" со всем необходимым, 200т на оружие, и на бронезащиту остаётся 300т.

В бронезащите считаем палубу и борт равноправными, и вес делим между ними поровну, по 150т. Палуба монитора будет иметь площадь примерно 800м2, а борт 250м2, и в рамках 300т монитор можно будет защитить 76мм бронированным бортом и 25мм бронепалубой, что надёжно защищает корабль не только от пуль и осколков, но и от снарядов автоматических пушек, и даже быть может от фугасных снарядов до 152мм включительно. Таким образом, монитор будет практически неубиваемым огнём бронетехники и гаубиц, и опасными для него будут только управляемые авиабомбы, крылатые и тактические ракеты, и крупнокалиберные снаряды. Но крупнокалиберных орудий сегодня практически нет, авиация будет уничтожена или отогнана огнём стотридцаток, а бомбы и ракеты должен взять на себя зенитный ракетно-пушечный модуль. Вышеописанный монитор выходит очень мощным, опасным, и тяжёлым в поражении кораблём. Однако, такие корабли очень дороги, и их можно иметь буквально всего лишь несколько единиц. Это если только кавалерия флотилии большой реки.

Бронированные мониторы уязвимы с воздуха, и их выгодно дополнять артиллерией, ракетными кораблями, которые будут обеспечивать ПВО и ПРО соединения кораблей, а также разведку и управление. Тяжёлый ЗРК на ракетный речной корабль ставить невыгодно, поскольку он находится в неудобных условиях и принципиально не сможет вести огонь на полную дальность, так что стоит ограничиться "объектовым" ЗРК класса "Бук", дополнив его ЗРК малой дальности класса "Тор" для борьбы с крылатыми ракетами, низколетящими самолётами и вертолётами, парой зенитных ракетно-пушечных комплексов для самообороны корабля, и конечно же мощным радиолокационным комплексом. Итого опять же порядка 200т полезной нагрузки, что побуждает основывать ракетный корабль на корпусе монитора, тем более что бронезащита не помешает и ракетному кораблю. Но в отличии от монитора, ракетный корабль будет иметь высокую надстройку, в которой будут располагаться вертикальные шахты без малого десятиметровых ракет ЗРК, соответственно, площадь борта значительно увеличивается, и там будет уже не 76мм, а едва 38мм бортовой брони.

Теперь инфантерия флотилий больших рек, которая будет инфантом только относительно 900т мониторов, а кавалерия малых рек, 60т бронекатера, на фоне этих "инфантов" будет выглядеть очень бледно. Многоцелевые корабли флотилий больших рек должны быть качественно сильнее транспортабельных по ж/д дорогам кораблей флотилий малых рек, и их водоизмещение должно быть значительно более 100т, но тут тоже должна быть речная БМП, имеющая относительно высокую скорость, солидное вооружение, бронирование, и вместе с тем запас грузоподъёмности для десанта, предметов снабжения, или дополнительного оборудования.

Задачи мониторов и ракетных кораблей совершенно прозрачны и для первой фазы войны, когда ведётся борьба за обладание водной артерией, и во второй фазе войны, когда враг выбит с берегов реки и уходит подальше вглубь. Мониторы в первой фазе войны уничтожают плавсредства противника и обстреливают выходящие к берегам его войска; во второй фазе войны мониторы становятся бесполезными, и их нужно по возможности перебрасывать на следующую речную сеть. Ракетные корабли в первой фазе войны обеспечивают ПВО и ПРО своего участка реки, позволяя более свободно действовать прочим кораблям, также они производят разведку и управление кораблями флотилий; во второй фазе войны ракетные корабли сменяются стационарными ЗРК, и высвобождаются для других задач, т.е. их тоже нужно по возможности перебрасывать на другую речную сеть. Кавалеры и артисты нужны только для активных боевых действий, и совершенно естественно, что крупнотоннажные инфанты тоже должны переходить в более горячие места по завершении боёв вместе с остальными кораблями флотилии.

Инфанты флотилий больших рек должны предназначаться только для боя, только для борьбы с противником, только для очистки водной глади и побережья от сил противника. Инфанты должны быть везде, они должны патрулировать свою зону ответственности. Инфанты должны производить разведку боем. Но в отличии от хорошо бронированного монитора, защитой легкобронного многоцелевого корабля будет его скорость. Это должен быть скоростной артиллерийский катер, имеющий только локальную бронезащиту жизненно важных узлов, и в отличии от бронекатеров и мониторов, скоростной артиллерийский катер будет иметь только кратковременные огневые контакты с противником, и следовательно ему потребуется главным образом скорострельное оружие: автоматические пушки и РСЗО.

В качестве оружия главного калибра думаю можно остановиться на одиночном 76мм автомате, т.к. крупнокалиберная танковая пушка или тяжёлая гаубица на скачущем скоростном катере малоэффективна, а 100мм автомат великоват, тем более что 76мм снаряда достаточно для решения большинства задач. Катер будет чаще всего идти вдоль реки, ведя огонь по берегу бортом, и возможно были бы целесообразны две 76мм башни на оконечностях, но катер длительного огневого контакта не держит, и для него выгоднее совершать резкий мощный огневой налёт, после чего резко прятаться в дыму и уходить, т.е. огонь в корму для него второстепенен. Трёхдюймовку стоит дополнить ракетно-пушечным модулем, т.к. нужно сбивать вертолёты и крылатые ракеты, не отвлекая главный калибр от работы по берегу, он же и прикроет непростреливаемые главным калибром сектора в корму. Ну и конечно же морская РСЗО с механизмом перезаряжания, поскольку по катеру будет вести огонь артиллерия, и нужно средство для контрбатарейной борьбы.

Катер будет иметь водоизмещение 250т при 39м длины, 7.2м ширины, и 2м осадки; силовая установка из трёх ГТУ по 10000л.с. обеспечит скорость в 35-40 узлов. Корпус будет весить 75т, силовая установка и механизмы ограничатся весом 25т, плюс 25т топлива для суток хода, и на полезную нагрузку остаётся 100-120т. Вооружение уложится в 60т: один 76мм автомат (15т), один ЗРАК (15т), одна РСЗО (15т), плюс радиолокатор с прочим оборудованием (15т); ещё 30т оставляем в резерве для сменного боевого модуля или груза, и остаётся 20-30т на противоосколочную бронезащиту дизелей, командного поста, и погребов боезапаса.

Универсальность крупного многоцелевого корабля нужно обеспечивать за счёт грузовой платформы, на которой будет размещаться сменный боевой модуль, десант, или просто груз. Боевой модуль выгодно унифицировать с сухопутными боевыми модулями, т.е. опираться на 40-футовый стандартный морской контейнер, которых на корме корабля можно разместить пару бок о бок, для чего нужна грузовая площадка 14х7м, на которой кроме контейнеров и "генерального" груза можно будет разместить не только лодки, джипы и грузовики, БМП или плавающие танки, но и тралы, всевозможные буксируемые устройства, но и даже мины и глубинные бомбы, если конечно площадка будет иметь минные рельсы. Площадка должна иметь склонение и аппарель для схода катеров и амфибийной техники на воду, хотя конечно обычные грузовики будет возможно выгружать только на подготовленный причал, т.к. кормой близко к берегу такой корабль заведомо не подойдёт.

Итого, почти половину корпуса с кормы займёт грузовая платформа, в середине корпуса будет надстройка с мачтой, а на носу будет 76мм автомат. Носовую часть надстройки займёт ходовая рубка, среднюю часть крыши займут антены РЛС и мачта, а на крыше кормовой части надстройки будет ЗРАК; по бокам надстройки можно расположить турели с крупнокалиберными пулемётами или автоматическими гранатомётами. Для РСЗО места на таком корабле не остаётся, и по всей видимости придётся делать этот РСЗО сменным модулем, тем более что он необходим только для ударных задач, а при транспортировке грузов, высадке и эвакуации групп спецназа, и работе с буксируемым оборудованием эта РСЗО будет только лишней обузой.

Десантные корабли флотилий крупных рек должны быть относительно крупными и малочисленными, пусть они будут и уязвимее нескольких более мелких, поскольку на реке тесно, и многочисленные десантные катера будут сильно мешать друг другу. Это на море с его просторами можно выделять по катеру на каждый танк, а на реках так нельзя. Таким образом, десантный корабль делаем в габаритах монитора, и получаем клон малого десантного корабля типа LCU 2000, который может в один присест высадить танковый взвод, роту мотопехоты на БТР, или дивизион буксируемых гаубиц.
Tags: вещи морские, военная техника, война, классификации, ранги кораблей, род артиллерии, род инфантерии, род кавалерии, род обеспечения, рода войск, теория кораблей, теория оружия, транспорт, это хороший пост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments