Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Categories:

Балтийский подводный спецназ - продолжение

Оригинал взят у scharapow_w в Балтийский подводный спецназ - продолжение
Оригинал взят у second_doctor в Подводный спецназ Сталина - продолжение
Продолжение статьи. Начало здесь.

"…обратно никто не падал"

23 сентября 1941 года во время авианалёта напротив Петергофа затонуло небольшое транспортное судно "Барта".Пароход упёрся кормой в дно, нос остался над водой. В 42-м водолазы-разведчики роты особого назначения (РОН) устроили в выступавшей из воды части судна наблюдательный пост. Ночью разведчики под водой пробирались в нос полузатопленого судна и в течение суток следили за действиями немцев. В первую же ночь водолазы-разведчики заметили вспышки дальнобойных орудий, обстреливавших Кронштадт, и передали координаты на базу. Огнём Кронштадтских фортов батареи были уничтожены. Осенью того же года наблюдатели заметили необычную активность на причале Петергофа. Немцы работали в три смены, даже ночью – при свете фонарей. В разведотделе уже было известно об оригинальном способе минирования противником фарватера между Ленинградом и Кронштадтом: Морские мины грузились в старые шлюпки и когда ветер дул с берега, отпускали их, предварительно просверлив днище с таким расчетом, чтоб шлюпка затонула, продрейфовав до фарватера. Больших проблем такой способ минирования не доставлял, поскольку добиться точной постановки мин, понадеявшись на ветер и течения, невозможно, а те мины, которые всё-таки заносило на фарватер, уничтожались тральщиками. Однако, появились сведения об испытанных на Средиземноморье радиоуправляемых катерах. Нагруженные взрывчаткой, такие катера были чрезвычайно опасны для судов и портовых сооружений. Командование КБФ имело все основания полагать, что активность немцев на петергофском причале связана с этими катерами или каким-то иным «супероружием». На разведку отправили бойцов Прохватилова. Попутно водолазы-разведчики должны были осмотреть главную скульптуру петергофских фонтанов: «Самсона». Ходил слух, что немцы его распилили и отправили в Германию.



Петергоф в годы войны

Катер с разведчиками ушёл под Петергоф. От катера до прибрежной прохватиловцы добрались на «тузике» - маленькой двухвёсельной шлюпке, которую притопили на мелководье а сами попробовали по каналу добраться до «Самсона». Немцы завалили канал разным железным хламом: покореженными трубами, железными койками, сетками. Все же разведчики прошли достаточно далеко в парк и разглядели - Самсона на месте нет. Выполняя вторую часть задания, разведчики обнаружили немцев, ремонтирующих пристань при свете прожектора и массивные предметы, сложенные рядом на берегу. Рассмотреть накрытые брезентом предметы не удалось, но разведчики решили, что это мины, приготовленные для постановки на фарватере.

Прохватилову приказали взорвать пристань. А как это сделать – непонятно. Устраивать столь грандиозные взрывы специалистам ЭПРОНа ещё не приходилось. Да и спецсредств такого масштаба не было ни у водолазов ни у флота. Пришлось импровизировать. Минёры помогли командиру РОНа найти две старые морские мины образца 1908 г. – по 300 кг взрывчатки в каждой. К ним в придачу получили современные взрыватели с часовым механизмом и магнитами – для крепления к стальным объектам. Плавучесть мин отрегулировали так, чтобы их можно было тащить под водой, вместо минрепов привязали стальные тросы с петлями для рук. Целый день водолазы тренировались, буксируя тяжёлые мины.


Морская мина обр. 1908 г. Источник фото: http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=19&t=8848&view=previous

В темноте бронекатер вышел в залив, буксируя шлюпку с минами. На траверзе Петергофа встали на якорь, мины спустили за борт, а в шлюпку сели трое водолазов и четверо гребцов. Взяв мины на буксир, шлюпка неслышно ушла к Петергофу. В двух кабельтовых (около 364 м) от пристани водолазы спустились за борт. Командир группы мичман Корольков держал в одной руке компас, в другой – телефонный кабель от катушки, закреплённой на носу шлюпки – чтоб не заблудиться в темноте. За мичманом водолазы Спиридонов и Звенцов буксировали мины. Водолазам повезло – в тот момент, когда Корольков всплыл у самой пристани, у немцев была пересменка. Ни часовых, ни сапёров там не было. Затащив мины под пристань, водолазы привязали их к сваям. Мичман установил взрыватели. Едва он успел их взвести, вспыхнул прожектор и на пристани застучали кувалды – началась ночная смена. Водолазы двинулись обратно по телефонному кабелю. Взобраться на шлюпку самостоятельно водолазы уже не могли – буксировка мин и обратный поход отнял все силы. Пришлось их затаскивать и это отняло много времени.
А на бронекатере диверсантов ждал сам Прохватилов. За полночь, когда контрольный срок возвращения прошёл, он приказал поднимать якорь и идти искать своих. А дальше: «…только мы якорь подняли, как из воды вдруг светящаяся башня выросла. Свет слепящий, словно автогенный. Двойной взрыв в уши ударил. Катер так подкинуло, что я чуть за борт не вылетел». Бронекатер подобрал из воды контуженого Королькова и гребцов – их выбросило из опрокинувшейся шлюпки. Спиридонов и Звенцов пропали. Весь остаток ночи бронекатер рыскал у Петергофа в поисках пропавших водолазов, но с рассветом попал под обстрел и ушёл.

Водолазы нашлись. Воздух в дыхательных мешках удержал их наплаву, а ветер отнёс к своим берегам. Одного прохватиловца подобрали на береговой батарее, второй выбрался на пляж и уснул прямо у полосы прибоя. Позднее, в рапорте о выполненной операции Прохватилов приписку касательно немецких сапёров, взлетевших на воздух вместе с минами: "…обратно никто не падал".


РОН против MAS

Предыстория этой операции такова: 22 июня 1942 на Ладогу был переброшен 12-й отряд торпедных катеров из Специи (Италия) в составе катеров MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529 1939 года постройки (водоизмещение - 20 т., двигатель - 2000 л.с., скорость - 47 узлов, 2 торпедных аппарата, 20-мм пушка, 6 глубинных бомб, дымоаппаратура). На основе отряда катеров была создана флотилия катеров, в состав которой, кроме итальянских катеров, вошли 6 немецких минных заградителей. Флотилия подчинялась финскому командиру Ладожской бригады береговой обороны и базировались в Лахденпохья, однако катера действовали в интересах немецкого военно-морского командования. Свою главную свою задачу – перерезать единственный путь по Ладоге между Ленинградом и Большой Землёй – ни итальянские катера, ни немецкие «зибели» и минзаги выполнить не смогли. 22 октября 1942 года катера участвовали в неудачной операции по захвату островка Сухо, а в ноябре 1942 года их через Сайменский канал перебазировали в Талин.


Катер MAS-528 - тот самый, из Ладожской флотилии.

В 43-м у ленинградских набережных стали появляться быстроходные катера противника. В темноте они стремительно проносились мимо сторожевиков, сносили вахтенных огнём, топили корабли и безнаказанно уходили. Командование снова вспомнило о радиоуправляемых взрывающихся катерах – одного такого судёнышка было достаточно, чтоб пустить на дно любой корабль КБФ, повредить док или разрушить мост. Авиаразведка ничего не обнаружила и поиск катеров поручили Прохватилову.

Нет, прохватиловцы не исползали побережъе Финского залива, как об этом говорится в некоторых источниках и не прятались в мусорных баках. Разведчики заметили, что катера исчезают в районе стрельнинской бухты. Но пробраться в Стрельну непросто. Все подходы были заминированы и охранялись. Свободным оставался только заболоченный участок у края дамбы – немцы сочли его непроходимым и ограничились тем, что зимой перегородили болото клетками с колючей проволокой. Весной клетки погрузились в топь, снаружи остались торчать только колышки.

Разведать бухту вызвался мичман Никитин - бывший осводовец. До войны он дежурил на вышке Стрельны и наблюдал за купающимися. Бухту и побережье знал как свои пять. Вдвоём с напарником мичман преодолел заграждения и обнаружил катера. Вытащенные из воды, они стояли под деревьями, дополнительно укрытые маскировочными сетями – поэтому авиаразведка их не увидела. А ещё разведчики убедились, что мыс практически не охраняется. За ним только наблюдали из домика, стоявшего посреди дамбы.

По плану отряд из четырнадцати диверсантов в легководолазных костюмах пробирался к дамбе на шлюпках и делился на три подгруппы: Первая подгруппа блокировала домик с охраной, вторая – подходы к дамбе, третья – занималась катерами, после чего все уходили вплавь. Но первая попытка провалилась. В темноте диверсанты промахнулись мимо узкого прохода и вынуждены были вернуться. Перед повторным рейдом Прохватилов выслал вперёд водолаза с фонарём, чтобы тот поработал сигнальщиком и в кромешной тьме указал проход. Командир выбрал Севу Ананьева, бывшего студента, пришедшего в РОН добровольцем. Поскольку для высадки водолаза требовалось видеть хоть какие-то ориентиры, отправились днём, понадеявшись на дождливую и сумрачную погоду. В моторной лодке находились Прохватилов, Ананьев и матрос-рулевой. Когда моторка находилась в трёх кабельтовых от берега, тучи неожиданно разошлись и выглянуло солнце. Моторка оказалась как на ладони на виду у вражеских позиций.

Прохватилов приказал водолазу лечь по правому борту и быть готовым скатиться в воду, а сам встал во весь свой немаленький рост и замахал руками, изображая перебежчика. Немцы на позиции безмолвствовали (по другой версии – аплодировали и палили в воздух, выражая одобрение действиям краснофлотца). Лодка приблизилась к мысу и Прохватилов негромко сказал водолазу: "На повороте скатывайся" - и приказал матросу: "Право руля!" Ананьеву удалось на повороте незаметно уйти в воду, а Прохватилов принялся выразительно сигналить: «…не могу прохода найти, разрешите под прицел другого пулемета перейти". Немцы – ни гу-гу. Так, от пулемёта до пулемёта моторка дошла почти до самого Петергофа. Бесконечно это плавание под прицелом продолжаться не могло. Прохватилов приказал уходить полным ходом прочь от берега и сам повалился, спрятав голову под сиденье. Затарахтели пулемёты, ударила пушка, но разведчикам ещё раз повезло: Небо заволокло тучами, стемнело. Простреленная в нескольких местах лодка растворилась в туманной мгле.

Ударную группу повёл лейтенант Кирилов. По сигналу фонаря проход нашли быстро, но опасаясь засады, высадились не там, где засел сигнальщик, а с другой стороны мыса. Ананьев, ждавший товарищей со стороны моря, принял посланного за ним разведчика за немца и едва не застрелил его. Но, обошлось. Дальше операция пошла как по маслу: Одна группа залегла под деревьями у начала дамбы, вторая блокировала дом. Впрочем, термин «блокировать» здесь не вполне уместен – немцев забросали гранатами и больше никто из дома не вышел.

Группа Никитина ушла к катерам, которые стояли на воде, укрытые лишь маскировочными сетями. Охраны не было. Диверсанты заложили тол под пушки и под броню, а когда взрывами разворотило палубы – забросали катера противотанковыми гранатами, чтоб тонули быстрей. Взрывы у дамбы немцы приняли за авианалёт. Зажглись прожектора, раздались выстрелы зенитных орудий. Под шумок разведчики благополучно ушли на шлюпках в залив, где их подобрали катера.


Стрельнинская бухта. Снимок из Викимапии



По другой версии, изложенной на сайте «Военная разведка» прохватиловцы уходили от Стрельны сухим путём по немецким тылам. Но мне версия с эвакуацией на шлюпках кажется более достоверной, поскольку записана Петром Капицей со слов самого Прохватилова.

Версия о том, что осенью 43-го в стрельнинской бухте разведчики уничтожили катера MAS, возникла в конце 80-х уже после смерти Прохватилова. Возможно, кто-то из историков сопоставил сведения о четырёх итальянских катерах, переведённых на Балтику, с отчётом об уничтожении четырёх «штурмботов» разведчиками Прохватилова и предположил, что это одни и те же корабли. Версия подверглась жестокой критике: Во-первых, сам Прохватилов всегда называл уничтоженные его бойцами катера «штурмботами» и тоже, кстати говоря, неверно. "Штурмботами" сами немцы называли лёгкие металлические лодки с подвесными моторами, применявшиеся сапёрами и пехотой при форсировании водных преград. Никаких пушек на "штурмботах" не было, а из брони - только шлемы десантников. Во-вторых, на одном из форумов появились сведения (без ссылок на источник информации), что «уничтоженые» катера MAS благополучно пережили войну и вплоть до шестидесятых годов использовались финами в качестве сторожевиков. Короче говоря, по сей день не ясно, что за чудо враждебной техники утопили водолазы-разведчики в стрельнинской бухте.


Штурмбот

Штурмботы в бою: http://www.youtube.com/watch?v=pYHSQeAvV4Q

Уже в наше время история с катерами получила неожиданное продолжение. Олег Вареник опубликовал в газете "Муниципальная перспектива" за 06 ноября 2002 г. интереснейшую статью примерно следующего содержания:

Вечером 29 октября 2002 г. экскаваторщик "Севзапстроймеханизации", копая траншею в районе морской набережной Портовой улицы (пос. Стрельна), вынул ковшом экскаватора металлические части какого-то механизма. При свете фар экскаваторщик осторожно откапывал твердую глину у корпуса, пока не показались искореженные металлические усиленные шпангоуты. Ковш экскаватора зацепился за фундамент двигательной установки и с частями корпуса поднял его на поверхность. Отрыли еще много металлических и деревянных фрагментов катера. С трудом откопали и подняли блестящий валопровод длиной четыре метра с дейдвудной полутораметровой трубой. По косвенным признакам - корпус деревянный, с медным креплением, громадный фундамент под мощный, в 2000 лошадиных сил, двигатель, четырехметровый вал диаметром 60 мм, размеры корпуса – это был катер "МАS". Находка была доставлена к музею "Морская Стрельна".


РОН и суперторпеда

Самая значительная операция РОНа прошла летом 1944 г., причём, прошла без единого выстрела. Предыстория этой операции такова: в сентябре 1943 года на вооружение Кригсмарине поступили первые в мире серийные самонаводящиеся лодочные торпеды TV (G7es), предназначеные для самозащиты подлодок от эскортных кораблей. Торпеда была создана на базе электрической G7e и приводилась в движение небольшим электромотором не оставлявшим в воде демаскирующего следа, характерного для торпед с парогазовым двигателем. Изюминкой TV была акустическая система самонаведения, настроенная на характерные частоты гребных винтов корабля. Теоретически (очень сильно теоретически, поскольку торпеда не оставляла следа) эсминец, обнаруживший торпедную атаку, мог дать полный ход и оторваться от сравнительно тихоходной (не более 24,5 узлов) торпеды. Подвергшиеся торпедной атаке транспорты в большинстве случаев были обречёны.

В июле 1944 года при несении боевого дежурства в районе пролива Бьёрке-Зунд погиб при загадочных обстоятельствах сторожевой катер МО-105. До него примерно при таких же обстоятельствах погибли МО-304 и МО-107. Ни следа от торпеды, ни перископа ПЛ никто из уцелевших моряков не видел. С МО-103 у немцев вышла осечка. Юнга с проходящей шаланды заметил под водой тень. Находящийся поблизости МО-103, вовремя получил сообщение и начал охоту. Подлодка оказалась в ловушке между отмелью и островом Руонти. После серии взрывов глубинных бомб на поверхности стали лопаться гигантские воздушные пузыри – воздух из отсеков подлодки. На поверхность всплыли шестеро немецких моряков.


Малый охотник

В том, что подлодку необходимо обследовать, командование КБФ убедили сами немцы. Они несколько раз бомбили и обстреливали место гибели субмарины. Неуёмная активность противника показалась балтийцам подозрительной. Искать и обследовать субмарину послали прохватиловцев, за которыми прочно закрепилась слава специалистов по поиску чёрной кошки в тёмной комнате. Главная проблема заключалась в том, что курс на МО-103 во время охоты прокладывался неточно, а оставленную на месте гибели подлодки веху унесло течением. Пролить свет на местоположение субмарины мог её командир, корветтен-капитан Вернер Шмидт. Немец охотно сообщил свои личные данные, но раскрыть местоположение субмарины отказался.

По версии «Военной разведки», подводника допрашивал сам Прохватилов причём, обошлось без «допроса третьей степени». Командир РОНа развернул перед Шмидтом карту, наобум провёл на ней линию и заявил: "Только идиот мог идти таким курсом". Возмущению корветтен-капитана не было предела: "Я шел единственно верным в такой обстановке курсом. А положили нас совершенно случайно здесь!" - и ткнул пальцем в карту.

Глубина в месте гибели подлодки составляла около тридцати метров. А предел для легкого водолаза того времени – 20 метров. Глубже применяемый в дыхательных аппаратах кислород становился опасен. Прохватилов описывал работу водолазов так: «Походят мои хлопцы по дну минут десять и вылетают наверх. У одного кровь носом идет, у другого из ушей, а у третьего полная маска пены. Искусственное дыхание надо делать, откачивать. А тут еще финны из пушек обстреливают. Все же нашли мы субмарину на дне».

Водолазы закрепили на рубке подлодки деревянный трап в качестве буя, но больше ничего сделать не смогли – несовершенные дыхательные аппараты не позволяли работать в отсеках более 3-4 минут. Решено было спускать тяжёлого водолаза в обычном скафандре. Пригнали бот с компрессором, телефоном и шлангами. Под воду ушёл Сергей Непомнящий. С большим трудом он пролез в узкий рубочный люк, осмотрел центральный пост, стал отдраивать люки в другие отсеки. Через час он передал: "Нашел пенал с картами. Иду наверх". На боте стали подтягивать шланги, когда водолаз заорал не своим голосом: "Выручайте, чертовы покойники держат!"

Что-то совершенно невероятное должно было произойти под водой, чтоб водолаз-разведчик испугался покойников. На помощь Непомнящему спустились легкие водолазы. Они помогли Непонящему выбраться из подлодки и подтащили к борту. Слегка заикающийся спецназер рассказал о своих подводных злоключениях:

«Отдраиваю отс-сек, а оттуда покойник за покойником выплывают. Белые, разбухшие... Ко мне в иллюминатор заглядывают. Чуть фонарик из рук не выронил. Но с-стерпел - не обращаю на них внимания. В каюты капитана и штурмана пролез, Какие были карты, снял и пенал взял. Возвращаюсь обратно, а у трапа утопленники скопились. На волю хотят всплыть, вверх тянутся. В-видно, течение получилось. Раз-здвинул я их и скорей на трап. Но не тут-то было! Чую, держат: за шланги цепляются, на плечи давят. От этого в глазах искры... и ноги ослабли. В-видно, с перепугу забыл воздух стравить: костюм раздуло. Ну, ни туда ни сюда! П-пропал, думаю, и вот здесь завопил во все легкие..."

На картах, поднятых Непомнящим, был обозначен свободный от мин секретный фарватер противника, который начинался от Свинемюнде и шел до самого Ленинграда. Уже без участия РОНа водолазы Аварийно-Спасательной Службы подняли подлодку и поставили в док. При обследовании торпедного отсека минёры кроме обычных (несамонаводящихся) электрических торпед G7e и парогазовых G7а обнаружили акустические торпеды. Извлечь их оказалось не так-то просто – торпеды заклинило в перекошенных торпедных аппаратах, к тому же, на самих аппаратах находились взрывные устройства. Решить эту задачу удалось офицерам О.Б.Брону, В.М.Саульскому и С.Т.Баришпольцу. Под руководством О.Б.Брона изучением торпед занялись офицеры НИ-МТИ — старший лейтенант В.М. Шахнович и инженер-майор И.М.Экелов. Было составлено полное описание торпеды и сняты характеристики всех ее систем.

О захвате секретной торпеды стало известно в британском Адмиралтействе и премьер-министр Уинстон Черчилль лично обратился к Сталину с просьбой передать её английским специалистам: «Адмиралтейство просило меня обратиться к Вам за помощью по... важному делу. Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной... подводной лодке... обнаружены... германские акустические торпеды T-V. Это единственный известный тип торпед, управляемых на основе... акустики, и он является весьма эффективным не только против торговых судов, но и против эскортных кораблей. Хотя эта торпеда еще не применяется в широком масштабе, при помощи ее было потоплено или повреждено 24 британских эскортных судов... Мы считаем получение одной торпеды T-V настолько срочным делом, что... готовы направить за торпедой британский самолет в любое удобное место, назначенное Вами».


Подлодка U-250 в кронштадтском доке

Торпеду союзникам не дали, но британские моряки смогли увидеть в Петропавловской крепости разобранную T-V и познакомиться с ее подробным описанием. Англичане немедленно приступили к разработке собственной самонаводящейся торпеды, а также, методов противодействия новому оружию. Так немецкая самонаводящаяся торпеда не стала супероружием, способным вернуть немецким подлодкам их былую славу. А в самом СССР на основе трофейного образца была разработана первая отечественная самонаводящаяся торпеда САЭТ-50, запущенная в серийное производство в 1951 г. По сей день акустические самонаводящиеся торпеды составляют основу вооружения российского подводного флота. Примечательно, что американцы, которым T-V досталась в виде трофея только после войны и сейчас предпочитают совершенствовать торпеды, управляемые по проводам.


РОН и ФАУ-1

Советская разведка добыла сведения о намерении противника установить в районе завода "Пишмаш" (ныне Ленинградский электромеханический завод) специальное радионавигационное устройство для корректировки самолетов-снарядов ФАУ-1. Сам завод к описываемому времени представлял собой руины у самой передовой, над которыми возвышалась чудом уцелевшая гигантская труба. В ходе наблюдения разведчики обнаружили укрытую маскировочными сетями дорогу, по которой шло интенсивное движение. Необычная активность немцев у разрушенного завода настораживала.


Завод "Пишмаш" на немецкой фотографии 1941 г.

Разведчик РОНа Владимир Борисов под водой перешел линию фронта, замаскировал водолазное снаряжение и переоделся в форму немецкого солдата. Владимир несколько часов изучал обстановку у проходной «Пишмаша», но никаких лазеек на территорию обнаружить не удалось. И разведчик пошёл на авантюру. Увидев, как к проходной подъезжает большая повозка, груженая ящиками, разведчик пристроился к ней и стал подпирать якобы свалившиеся ящики. После этого ящики действительно повело набок и ездовой начал поддерживать их с другой стороны. Часовой, видя трудное положение возчиков, открыл шлагбаум и пропустил повозку без проверки документов на территорию разрушенного завода. Взяв один из ящиков, Борисов прошёл с ним по подземным коридорам и увидел, как в одном из бункеров строители монтируют блоки радиоаппаратуры.

Обратно из охраняемой зоны разведчик выехал на той же повозке. Впереди сидел немец-ездовой, а сзади, спиной к нему, свесив ноги, сидел Борисов. Часовой, узнав незадачливых перевозчиков, открыл шлагбаум. Сведения о странной радиоаппаратуре на «Пишмаше» немедленно передали в штаб. Станция и стартовые площадки в Псковской области были разбиты нашей авиацией и артиллерией, но были ли уничтоженные объекты действительно связаны с «оружием возмездия» - тайна покрытая мраком. Достоверно известно, что командование ленинградской ПВО в 1944 г. опасалось крылатых ракет и принимало упреждающие меры. Но упоминаний о планах самих немцев применить ФАУ-1 против Ленинграда я не нашёл.


Эпилог

До конца войны рота Прохватилова выполнила более 200 разведывательно-диверсионных операций. Операции РОН проходили на южном и северном побережьях Финского залива, побережье Выборгского залива, на островах Гогланд, Большой Тютерс, Рухну, на Чудском озере. Зимой 1941 года часть личного состава РОН была направлена на первую разведку маршрута ледовой трассы через Ладожское озеро. Прокладка маршрута Дороги жизни протяженностью в 30 км была выполнена в двухдневный срок. С началом функционирования дороги водолазы-разведчики постоянно привлекались для подъема затонувших грузовиков и барж. Водолазы РОН совершали спуски для обезвреживания мин. Только 1943-1944 гг. было проведено 840 таких спусков.


Прохватиловцы

Ещё в 1944 г. было высказано мнение о нецелесообразности существования РОН в мирное время. За расформирование роты ходатайствовал выступил начальник Разведывательного управления Главного морского штаба контр-адмирал М.А. Воронцов. Против были начальник РО ШБФ контр-адмирал Петров, его заместитель капитан 2-го ранга П.Д. Грищенко, сотрудники РУ ГМШ капитан 1-го ранга Л.К. Бекренев, капитан 2-го ранга Д.У. Шашенков и полковник Н.С. Фрумкин. И разумеется, сам Прохватилов. Командир РОН предлагал создать на базе спецподразделения специальную школу, которая бы "решила задачи подготовки кадров водолазов-разведчиков, разработки водолазных снаряжений, необходимого технического обеспечения и совершенствования методов разведки водолазами-разведчиками". Доводы не были услышаны. 14 октября 1945 г. командующий Краснознаменным Балтийским флотом издал приказ № 0580 о расформировании РОН до 20 октября. По иронии судьбы акт инспекции, послуживший основанием для приказа, подписал начальник ГМШ адмирал И.С.Исаков. Тот самый, адмирал Исаков, который своим приказом в 1941 году создал РОН.

Справедливости ради следует отметить, что в США так же были расформированы подразделения водолазов-разведчиков и так же быстро были воссозданы вновь с началом Корейской войны.

Прихватилов с 1946 по 1951 год работал водолазным специалистом аварийно-спасательного отдела на Балтике. В 1951 году был назначен начальником лаборатории специального назначения в водолазный отдел 11-го Института ВМФ (ныне 40 ГНИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ). Кроме всего прочего, институт создавал снаряжение для возрождённого с началом Холодной Войны спецназа ВМФ. В частности, в нём был разработан регенеративный бесследный водолазный аппарат разведчика («ВАР-52»), который позволял скрытно ходить и работать под водой на небольших глубинах в течение 10 часов. Вскоре Прохватилов по болезни ушёл в запас. Жил и работал в деревне Черново Ленинградской области. Иван Васильевич Прохватилов умер зимой 1978 года, от болезни сердца.


Вопросы к сообществу:

Во первых, есть ли сведения о действиях советских водолазов-разведчиков за пределами Балтийского театра военных действий? Я столкнулся с утверждением, что советские легководолазы воевали только на Балтике, поскольку только там обычно встречаются малые глубины, безопасные для человека в автономном снаряжении тех времён. Но за рубежом география применения водолазов-разведчиков была несравненно шире: От Тихого океана до Средиземноморья. К тому же, я не могу утверждать, что РОН Прохватилова был единственным балтийским спецподраздлением, действовавшим из-под воды. На вопрос Петра Капицы о выводе разведчиков в тыл врага на подводных лодках, Прохватилов ответил уклончиво: «Брали у нас опытных хлопцев и не говорили зачем. А спрашивать не полагалось. Некоторые пропадали, а некоторые возвращались, но помалкивали».

Во вторых, не хочет кто-нибудь съездить в Стрельну с фотоаппаратом и запечатлеть то, что откопали стрельнинские портостроители в 2002 г.?

В третьих: Немцы действительно хотели обстрелять Питер своими дойче-томагавками?

Источники:
http://www.vrazvedka.ru/main/history/afonchenko.shtml
http://heninen.net/laatokka-war/
http://www.russian-club.net/article_2869.html#40
http://army.lv/ru/Rota-osobogo-naznacheniya/418/4499
Фотографии из музея: http://sir-nigel.livejournal.com/41310.html
Фотографии памятника в Стрельне: http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=12314&goto=120865#msg_120865
Фото стенда с дыхательными аппаратами: http://www.ksk-team.spb.ru/coppermine/displayimage.php?album=53&pos=5
Фото торпедного катера MAS 528: http://fotki.yandex.ru/users/viktor3951/view/478461/?page=2
Фото с Савичевым, Маценко, Прохватиловым: http://gazetam.ru/18-avgusta/borgeze-sovetskogo-flota.htm



Tags: вещи морские, военная организация, военная техника, война, ранги солдат, род артиллерии, род инфантерии, теория оргструктур, теория оружия, теория транспорта, тут фотка, эра ВМВ, это интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment