Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Какими должны быть армейские шасси. Классификация.

Размышления над судьбами голактеги о правильных и неправильных автомобилях конечно же являются прелюдией к размышлениям о правильных и неправильных военных автомобилях. :))) При разборе природного явления под именем HMMWV я уже слегка затронул тему стандартизации машин, т.е. шасси в американской армии, и вот наконец подходящий случай чтобы полноценно разобраться с армейским транспортом.

В целом военный транспорт в данный момент уже достаточно близок к описанному мной в предыдущих постах разделению транспорта на однополосный и двухполосный, поскольку тяжёлые колёсные шасси традиционно как и раз имеют предельную железнодорожную ширину, около 3,5 метров. Ярчайшими примерами этих тяжёлых шасси являются грузовики серии МАЗ-543 "Ураган":



Такие автомобили исторически считаются внегабаритными, внедорожными, но при правильном положении дел становятся стандартом, то есть предыдущие посты по сути дела мне были нужны для легализации этих тяжёлых шасси. Со стороны такая тяга к гигантизму кажется каким-то унылым детством, но только так можно сделать систему военного транспорта простым, прозрачным и, можно даже сказать, идеальным.


Итак, армейские многоцелевые шасси.

На примере HMMWV хорошо заметно, что армейские шасси очень ограничены по массогабаритам, для обеспечения адекватной логистики. Имеется некоторый параметр, порядка 500 кг на квадратный метр стояночного места, который нельзя превышать, и соответственно, все шасси этому параметру площадного веса делятся на два типа: габаритные, соответствующие данному стандарту, и негабаритные, имеющие значительно больший площадный вес. Ярким примером габаритного шасси является тот самый хамви, а негабаритного, -- танк, причём негабаритное шасси имеет смысл только лишь в случае танков, т.е. сверхтяжёлой или тяжело бронированной техники. Да, сразу же стоит заметить, что это моя личная терминология, и о "габаритности" я буду говорить далее скорее в этом смысле. Не путайтесь. :)

Техника у нас масштабируется изменением длины и ширины, и принцип размещения техники возьмём у той самой десантно-высадочной платформы LCAC. Платформу нам придётся несколько увеличить в ширину, где-то до 9,3 метра, возможно сохранив её 20 метров длины, что соответствует увеличению грузоподъёмности где-то до 80 тонн. Таким образом, выделяем следующие классы грузов:
1. Груз 1/1, 80 тонн. Габарит во всю платформу, 20х8 метров.
2. Груз 1/2, 40 тонн. Габарит в 1/2 ширины платформы, 20х3,8 метра.
3. Груз 1/4, 20 тонн. Габарит в 1/2 по ширине и 1/2 по длине, 9х3,8 метра.
4. Груз 1/9, 8,5 тонн. Габарит в 1/3 по ширине и 1/3 по длине, 6х2,4 метра.
5. Груз 1/12, 6,5 тонн. Габарит в 1/3 по ширине и 1/4 по длине, 4,5х2,4 метра.
6. Груз 1/16, 5,0 тонн. Габарит в 1/4 по ширине и 1/4 по длине, 4,5х1,8 метра.
7. Груз 1/20, 4,0 тонн. Габарит в 1/4 по ширине и 1/5 по длине, 3,8х1,8 метра.

И в этих классах грузов чётко выделяются 6 линеек машин:

1. Груз 1/1. Конечно же, в армии не нужны шасси восьмиметровой ширины, поскольку практически вся жизнь армии проходит в поле, на бездорожье, либо на традиционно разбитых и извилистых военных грунтовых дорогах, где восьмиметровую дуру просто не протолкнуть. Соответственно, сверхтяжёлые шасси так или иначе будут использовать только половину ширины, около четырёх метров, то есть они не являются габаритыми в моём понимании этого слова, поскольку не соответствуют массогабаритному стандарту, имея двух- или даже четырёх- кратный площадный вес. И этот повышенный вес делает бессмысленными колёсные шасси, поэтому для армии подобные сверхтяжёлые шасси имеют смысл только в гусеничном виде. Отсюда первая линейка машин: тяжёлые гусеничные шасси.

2. Грузы 1/2 и 1/4. А вот тут уже целесообразно параллельное сосуществование колёсных и гусеничных шасси, поскольку оба вида шасси имеют свои преимущества, причём гусеничное шасси может быть как габаритным, лёгким и амфибийным, так и тяжёлым негабаритным, имеющим двухкратный площадный вес. Соответственно получаем линейки: 1) тяжёлые колёсные шасси, 2) средние гусеничные шасси и 3) лёгкие гусеничные шасси.

3. Грузы 1/9 и 1/12. Ниша средних грузовиков, соответственно выделяем линейку среднего колёсного шасси.

4. Грузы 1/16 и 1/20. Ниша легковушек, соответственно выделяем лёгкое колёсное шасси.


Теперь кратко пробежимся по линейкам машин, после чего более подробно разберём их в отдельных постах.

* Лёгкое колёсное шасси. Джипы, микроавтобусы, лёгкие грузовички, легковые автомобили. Габариты порядка 1,8 метров по ширине и где-то 4-5 метров по длине; масса до 10 тонн на дорогах с твёрдым покрытием и до 5 тонн на грунтовых дорогах.

* Среднее колёсное шасси. Средние грузовики и тяжёлые джипы типа HMMWV. Габариты порядка 2,4 метров по ширине и где-то 7-10 метров по длине; масса до 18-25 тонн на дорогах с твёрдым покрытием и до 10-15 тонн на грунтовых дорогах. Да, это практически наш привычный грузовик, но на деле это должен быть именно что увеличенный HMMWV, поскольку задачи основного грузовика должны перейти к более тяжёлым машинам.

* Тяжёлое колёсное шасси. Тяжёлые грузовики, тягачи, аппаратные. Габариты порядка 3,9 метров по ширине и где-то 10-20 метров по длине; масса до 40-80 тонн на дорогах с твёрдым покрытием и до 20-40 тонн на грунтовых дорогах.

* Лёгкое гусеничное шасси. Лёгкая бронетехника, артиллерийские тягачи, и т.п. Габариты порядка 3,9 метров по ширине и где-то 7-10 метров по длине; масса до 15-20 тонн. Данный вид транспорта практически всегда будет амфибийным из-за относительно небольшой массы и объёмного корпуса. Корпус современных гусеничных машин традиционно имеет форму корыта, в котором расположены двигатель, трансмиссия и прочие узлы и агрегаты, вплоть до груза и экипажа машины, что требует закрывать это корыто от пыли и грязи, и желательно герметично. Таким образом, машина так или иначе будет иметь приличную плавучесть, что значительно усложняет преодоление бродов. Машина будет плохо цепляться за дно, медленно двигаться, к тому же её будет сносить течением. Вот и получается, что амфибийность тут глупо избегать.

* Среднее гусеничное шасси. Средние танки, БМП, артустановки. Габариты порядка 3,9 метров по ширине и где-то 7-10 метров по длине, то есть равные габаритам лёгкого гусеничного шасси; масса до 30-40 тонн. Данное шасси является негабаритным и при критичности веса должно занимать двойное место.

* Тяжёлое гусеничное шасси. На этом шасси основывается тяжёлая бронетехника, тяжёлые артустановки, ракетные комплексы и тяжёлые тягачи. Габариты порядка 3,9 метров по ширине и опять же где-то 7-10 метров по длине, то есть равные габаритам лёгкого шасси; масса 60-80 тонн. Шасси негабаритное и при критичности веса должно занимать четырёхкратное место.

Но это ещё не всё. :)


Грузовые отсеки и боевые модули.

Стандартизация у нас должна быть не только внешней, но и внутренней, по этому прежде чем подробно разбирать армейские транспортные средства, нужно прояснить вопрос с грузами, для перевозки которых предназначены эти транспортные средства. В целом все грузы можно поделить на пять частей:

1. Так называемый "основной груз": бочки с топливом, ящики с боеприпасами, всевозможные коробки, мешки, и т.п. Для перевозки такого рода грузов нужна плоская открытая платформа, т.е. классический бортовой кузов с откидными бортами, открытость платформы тут нужна для максимального распараллеливания погрузочно-разгрузочных операций. Каждому грузчику для работы требуется три-четыре фута свободного места в ширину, и для обычного пятиметрового кузова переход от разгрузки с заднего борта на боковые, даёт возможность вместо двух-трёх цепочек грузчиков задействовать сразу до восьми-двенадцати цепочек, т.е. увеличить скорость погрузки-разгрузки аж в четыре раза. Кроме того, в целях ускорения погрузки часто используются палетты и, соответственно, автопогрузчики, которые в случае невозможности погрузки с борта или заезда непосредственно в кузов грузовика, бесполезны. Таким образом, квадратная коробка с задним выходом заметно проигрывает традиционному бортовому кузову. В целом, габариты бортового кузова не особо критичны в плане перевозки "основного" груза, и они обычно определяются какими-то другими параметрами.



2. Стандартные морские контейнеры. Универсальность тут конечно послабее, чем у "основного" груза, а вот скорость погрузочно-разгрузочных операций кардинально повышается, что очень ценно для перевалочных баз. Стандартные морские контейнеры в армии стали использоваться сравнительно недавно, и в российской армии, насколько знаю, с ними можно сказать незнакомы. Но контейнеры исключительно удобны, поскольку они позволяют в кратчайшие сроки организовывать стационарные штабы, казармы, госпитали, блок-посты, и более того, в специализированных контейнерах могут размещаться боевые модули, которые превращают грузовик практически в полноценную боевую машину. Контейнеровозы бывают двух типов, в зависимости от принципа снятия-установки контейнера, поскольку соответствующее оборудование может размещаться как на самом контейнере (выдвигающиеся ножки, см. фото) или отдельной машине (автопогрузчик), так и на самом грузовике (бортовой кран-погрузчик, см. фото).



3. Специализированный груз, ярчайшим примером которого являются бочки топливозаправщиков и водовозов, а также платформы транспортно-зарядных машин (ТЗМ). В современных условиях ниша специализированных грузовиков неуклонно ужимается, к примеру, в американской армии в качестве топливозаправщиков уже достаточно давно используются обычные бортовые грузовики, на которых размещается специализированный легкосъёмный транспортный модуль с танками и насосной установкой с шлангами (см. фото). ТЗМ в данный момент пока ещё устойчиво держат свою нишу, поскольку многим видам боеприпасов требуется специальное обслуживание и специальные погрузочные механизмы, но эти ТЗМ тоже потенциально отмирают. С одной стороны, неумолимо расширяется использование необслуживаемых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), с одновременным приближением этих ТПК по массогабаритам к стандартным грузовым контейнерам. С другой стороны, идёт встречный процесс изменения обычных грузовиков, которые всё чаще получают стандартные средства механизации, и приближаются по своему виду к ТЗМ. Таким образом, в ходе дальнейшего прогресса ТЗМ и обычные грузовики максимально сближаются, что делает наличие обособленного класса ТЗМ совершенно бессмысленным.



4. Пассажиры. Пассажиры могут перевозиться как на специализированных грузовиках (легковых а/м, автобусах), так и на обычных бортовых грузовиках "общего назначения", которые в стандартной комплектации традиционно имеют складные лавки. Кроме того, нужно перевозить не только сидячих, но и лежачих людей, например, раненых, для перевозки которых конечно же имеются специально оборудованный транспорт, но и обычный бортовой грузовик должен в обязательном порядке продумываться под подобные задачи. В целом, перевозка людей является ключевым элементом армейских грузоперевозок, и размеры бортовых платформ должны определяться в первую очередь именно размещением нужного числа людей, а нужное число людей, в свою очередь, определяется организационной структурой армии. Или наоборот, организационная структура армии определяется возможностями техники. :)



5. Техника и вооружения: аппаратные, башенные боевые модули, и т.д. Тут уже возможно использование объёмов сложной конфигурации, поскольку вполне приемлема установка оборудования "россыпью", но в целом квадратный стандартный отсек и тут удобнее.



Очевидно, что наиболее удобным будет использование некоторого единого стандарта грузового отсека, который будет определять конфигурацию и объём грузовых отсеков большинства армейских машин. Однако, лишь только часть армейских машин ("транспортные" машины) может оптимизироваться под грузоперевозки, поскольку другая часть машин ("боевые" машины) так или иначе будет оптимизироваться в первую очередь под ведение боя, и их грузовые отсеки будут формироваться по остаточному приниципу. Но в целом нестандартные грузовые отсеки нам сейчас можно не рассматривать, поскольку они традиционно неотделимы от своей машины, не используются нигде в другом месте, и сама машина тоже практически не используется для иных задач.

И теперь осталось только озвучить результат. :)


Стандарт грузового отсека.

Как я уже сказал, габариты грузового отсека определяются задачей перевозки людей. Перевозка солдат требует двух паралельных лавок, лицом к лицу, расположенных вдоль машины, что определяет габарит элемента грузового отсека по ширине где-то в 1,8 метра, или 0,9 метра при использовании одной лавки. А длина этого элемента определяется длиной носилок с ранеными, которые традиционно имеют длину чуть более 2,2 метра. Далее округляем до футов, и у нас получается, что элемент грузового отсека должен иметь площадные габариты шесть на восемь футов (1,8 х 2,4 метра) и грузоподъёмность не менее одной тонны, поскольку в такой отсек упаковывается восемь солдат, а вес солдата традиционно считается за 125 кг.

Данный элемент грузового отсека будет тем кирпичиком, из которого будут формироваться все прочие грузовые отсеки, в связи с чем вместимость по людям всех этих грузовых отсеков будет кратна восьми, что требует перехода на отделения из восьми человек. Это вполне приемлемо, поскольку у мотострелков отделение давным-давно сведено к этим восьми человекам. Аналогичным образом формируются ограничения для взводного уровня: более крупные грузовые отсеки будут иметь вместимость 4-6 отделений, и именно столько должно входить в взвод, поскольку по-уму любая машина должна перевозить одну полную организационную единицу.

Вроде бы всё просто и удобно. :))


Продолжение:
Какими должны быть армейские шасси. Легковые машины.
Tags: вещи земные, военная техника, классификации, метрика и стандартизация, теория контейнеров, теория транспорта, транспорт, тут фотка, это хороший пост, я художнег
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments