Уже-не-штабной Monster (monster) wrote,
Уже-не-штабной Monster
monster

Category:

Какими должны быть армейские шасси. Легковые машины.

В предыдущем посте я прикинул на пальцах классификацию основных армейских машин, и у меня получилось шесть линеек машин, которые грубо можно поделить на три части, на три пары: легковушки, грузовики и танки.

В данном посте будут разбираться "лёгковые" машины, которые значительно меньше размером, чем основные грузовики, в связи с чем им остаются только ближние перевозки, развозка грузов и горькая доля личного транспорта. Итого будет рассмотрено две "линейки":
1. "Лёгкие колёсные шасси", т.е. собственно легковушки и лёгкие грузовики, и
2. "Средние колёсные шасси", т.е. средние грузовики и тяжёлые джипы.


Лёгкое колёсное шасси.

Американцы на сегодня отказались от этого типа шасси, и зря, это на деле очень полезная машинка. Традиционно эта ниша машин представлена в армии командирской машиной и лёгким грузовичком на её базе, вроде наших УАЗов, "бобика" и "буханки". Но ИМХО ниша этих машин серьёзно недооценена, что подтверждает текущая война в Ливии. Лёгкий вездеход идеален для лёгких, дешёвых армейских частей, например, пехоты, и даже более того, вполне целесообразна полная замена на лёгкие вездеходы всех полноразмерных грузовиков на нижних уровнях иерархии линейных частей.

Легковушка, это очень маленький автомобиль для перевозки очень маленьких грузов, и её назначение состоит в решении проблемы "последней мили", легковушки идеальны для конечной развозки грузов по адресам с некоторой перевалочной базы. И в армии лёгкие джипы идеальны для подразделений нижних уровней, потому что глупо гонять один урал по десятку адресов, да ещё и загрузив его лишь парой сотней килограмм груза, как это обычно у нас в армии бывает. Урал жрёт около тридцати литров топлива на 100 км, он усиленно гробит свой ресурс, и к тому же потеря/поломка этого Урала, весьма вероятная, кстати, ввиду его крайне плотного пользования, будет нести для подразделения тяжёлейшие последствия.

В линейных частях Уралы нужно заменять на УАЗы, понятное дело, с многократным увеличением численности автопарка. Да, два-три УАЗа будут заметно дороже одного "Урала", но за то уменьшится потребность в топливе, более равномерно распределится расход ресурса по всему автопарку и, в добавок, снабжение станет значительно более надёжным, поскольку уж три УАЗа разом не убьёт случайная мина или снаряд, и ручеёк снабжения от какой-то глупой случайности не прервётся. Кроме того, кардинально повысится выживаемость транспорта на поле боя (значительно менее заметная цель), кардинально повысится манёвренность пехоты, пехота станет воистину вездесущей (везде подряд "Уралы" не погоняешь), плюс добавляется очень ценная функция боевой машины.

В советской и российской армии почему-то джип с пулемётом не считается за полноценную боевую машину, наши военные почему-то предпочитают вместо вооружённых джипов сараи БРДМ. Да, джип не защищён от огня автоматического оружия, пулемёт его вынесет за какие-то секунды. НО. Джип на порядок меньше БРДМ и тем более БТР, и его заметить намноого сложнее, и встречать огнём его будут значительно слабее, чем БРДМ, если вообще будут встречать. Американцы по итогам ВМВ свои пулемётные джипы не просто не упразднили, они их отлили в граните. Даже хамви является ни чем иным, как развитием такого вот пулемётного джипа, который, кстати говоря, сам, в свою очередь, является развитием пресловутого немецкого мотоцикла, бывшего для нашей армии настоящим ночным кошмаром. Определённо, это очень ценная боевая единица. И кроме того, тут нужно помнить, что это боевое средство достаётся совершенно бесплатно, как это было в случае БМД. Да, БМД, это именно такой же "джип", на который вдобавок поставили пушку, ибо нефиг платформе даром пропадать. И броня у неё, кстати, тоже бесплатная, почему и чисто символическая (пробивается даже из АКМ), просто хороший амфибийный корпус. А то, что наши больные головы оную БМД почему-то сравнивают с танком, так это от этих больных голов.

Подобьём задачи для класса машин на лёгких шасси, джипов.

1. Посыльные задачи.
Передать пакет с приказом, перевезти командира по его нуждам, да хоть отвезти больного солдатика в санчасть. Как можно заметить, в современных условиях джип является очень важной целью, он наверняка и является основной целью для разведывательно-диверсионных групп, то есть враги эти тыловые джипы будут очень сильно, причём целенаправленно долбить. И одной из возможных защит для командирских машин как раз и является их разбавление толпой других, аналогично выглядящих машин. Кроме того, командирская машина обычно имеет скрытое бронирование, как на фото:



2. Медицинский эвакуатор.
На базе джипа нужна специализированная машина для эвакуации раненых с передовой. В СССР извратились, и сделали эвакуатор на спецбазе ЛуАЗ-967, причём плавающим:



Это реальный изврат, потому что функция плавания санитарной машине нахрен не нужна, поскольку если уж есть водная преграда, то там уже целесообразно пускать целый БТР или даже ПТС, тем более что где попало речку хрен форсируешь. Другое дело, что на самом деле это никакой не медицинский эвакуатор, а подвозчик боеприпасов. :) А вот "буханка", это практически идеальный медицинский эвакуатор:



3. Транспортные задачи.
Джип нужен для транспортировки боеприпасов, воды и продовольствия, а также небольших групп солдат к полю боя и на самом поле боя, которое в современных условиях является очаговым, очень размытым, а везде подряд "Уралы" не погоняешь. Видимо в этом и состояла задача как бы "медицинских" луазиков в СССР, но всё-таки он для транспортных задач как-то маловат. Джип должен перевозить полнокровное отделение солдат со всеми их причиндалами, это и является главной задачей данной машины в линейных частях, а более мелкая машина пусть и будет выигрывать по каким-то отдельным характеристикам, но в целом она будет заметно дороже и хуже, поскольку специальная машина всегда будет требовать наличия хотя бы ещё одной машины, для затыкания дырок там, где это самое принесённое в жертву ради основной специализации машины. Луазик требовал наличия полноценного грузовика, а машина класса УАЗа уже может в одиночку полностью удовлетворить транспортные потребности низовых подразделений, в силу своей заведомо большей универсальности.

4. Транспортёр вооружения.
Джип должен уметь возить тяжёлый пулемёт, станковый гранатомёт, ПТРК, миномёт, и прочее тяжёлое вооружение взводного-ротного уровней, причём желательно, чтобы умел стрелять прямо с ходу, или хотя бы с коротких остановок. Скорость сворачивания орудия и покидания огневой позиции является залогом его выживания на поле боя.

5. Боевая машина пехоты.
Да, конечно же, в атаку лёгкая пехота вряд ли будет идти при поддержке этих страшшных уазиков. :))) Но при атаке с ходу, и тем более при бою в колонне, например при попадании в засаду, УАЗы с пулемётами будут куда более тяжёлой добычей, чем беззубые тяжеловесные "Уралы". Нахрен эти гранатоуловители. Как понимаю, хамви задуманы были именно для такого вот боя на колёсах, в колонне, истреблять вечно не успевших изготовиться тыловиков, одновременно нащупывая полноценные линейные части для наведения на них старших товарищей, от танков и авиации до тактического ЯО. Вообще это очень хороший стиль ведения боя, но ИМХО для сверхлёгких вездеходов он является второстепенной задачей, первоочередное же для него именно в перевозке линейного отделения.

Таким образом, в качестве сверхлёгкого шасси практически идеальна наша пара УАЗиков, универсальчик и бескапотный микроавтобус, с небольшими доработками. Первое, что просится сделать, это увеличить пассажировместимость джипа с 7 до хотя бы 9 человек, попутно несколько увеличив его грузоподъёмность; насколько знаю, у УАЗа для тяжёлых грузов слабоват задний мост. Наши конструкторы в порядке подобной доработки ограничились тупым увеличением базы:



но по-хорошему уазику нужно было бы именно что усиливать задний мост, и увеличивать задний свес, оставив в покое его базу. Да, так несколько ухудшится проходимость в полном грузу, но для серьёзной распутицы можно нагрузку и ослабить, зато геометрическая проходимость будет практически идеальна, да и компоновка в целом будет куда как гармоничнее. Кроме того, хорошо бы ввести локальную бронезащиту днища (чтобы не гробить водителя от противопехоток) и двигателя, что, кстати, одновременно улучшит развесовку. Корпус бронировать не просто необязательно, а даже вредно, поскольку один хрен солдатики должны быть в полноценных бронежилетах, а лишней грузоподъёмности у джипа нет. Более того, у джипа в обязательном порядке должен быть складной матерчатый верх, для упрощения маскировки. Да, и, конечно же, джипу обязательно нужно полноценное кольцо с турелью, а не традиционный вертлюг, поскольку пулемёт джипу нужен в первую очередь для самообороны, для чего нужно уметь стрелять на все стороны света, а не только в перёд. Американский пулемётный джип времён вьетнамской войны ограничивался вертлюгом, но там пулемётчик бегал по джипу, вертя пулемётом, что в случае перевозки отделения просто нереально.




Среднее колёсное шасси.

Данный разряд машин является исключительно армейским компромиссом. Военным легковые внедорожники слишком малы для большинства задач, а полноценные грузовики, наоборот, слишком велики. Соответственно, имеет место потребность в машине промежуточного класса, которая возит поболее легковых 500 кг, но не имеет титанических размеров грузовика. Кроме того, за счёт запаса веса и размера, машину такого класса можно оснастить некоторыми качественно иными возможностями, нежели у обычного джипа, например, сверхмощным двигателем, бронезащитой, и сравнительно неплохим вооружением.

Средние, промежуточные шасси плохо подходят для гражданских нужд. Такие машины не вписываются в "легковую" полосу, занимая на дороге и парковке место, как целый грузовик, и перевозя при этом лишь немногим больше, чем легковушка. Это неэффективно. А вот для военных такая избыточность уже наоборот, хороша. Дело в том, что на бездорожье танки и грузовики быстро формируют глубокую колею у дорог, легковушка же в эту колею принципиально не вписывается, в связи с чем её движение по такой дороге затруднено. А вот машина промежуточного класса, с её чуть большей шириной, уже вполне способна передвигаться по одной колее с бронетехникой. Плюс танковые колейные мосты, по которым обычная легковушка тоже не сможет передвигаться. Средние грузовики совершенно не стесняют действия армии, в отличии от лёгких джипов.



Американцы это называют "хамви", HMMWV, и я про него уже немножко писал. Это очень интересный класс машин, который не просто удобен для армейских частей, а по-настоящему необходим, поскольку наделяет армию свойствами, которые ей не могли придать обычные джипы. Средние грузовики много более универсальны, чем джипы, поскольку способны не просто являться "повозкой для пушки", а ещё и перевозить достаточно внушительный груз, от панелей бронезащиты до мощной радиостанции, РЛС и даже ЗРК. Хамви настолько универсальны, что практически полностью вытеснили другие виды машин из действующей армии, оставив им разве что нишу тыловых и вспомогательных грузоперевозок.

Но универсальность, это далеко не самая главная особенность хамви, из-за одной универсальности создавать новый класс машин было глупо. Хамви обладают ещё одной наиинтереснейшей особенностью: высокой подвижностью. Эти машины значительно шире, чем традиционные джипы, следовательно, значительно устойчивее, что заметно повышает предельную скорость передвижения по пересечённой местности, практически до физического предела. Хамви практически невозможно перевернуть, по слухам, это удалось только евреям, причём лишь в повороте на полном заднем ходу, что уже само по себе показатель.

Хамви может скакать по пересечёнке на полном газу, как горный козёл, тупо избегая огневых контактов. Всех почему-то клинит на проходимости, но основной целью хамви была именно скорость! Или как иначе объяснить тот факт, что среди участников конкурса на HMMWV была небезызвестная Lamborgini, разродившаяся впоследствии своим "джипом" LM002, который дилетанты элементарно путают с хаммером. Поэтому скорость, скорость, и ещё раз скорость!

Помнится, как-то раз тряхнул своим Need4Speed'овским прошлым в Op.Flashpoint, где-то в середине первой, оригинальной части (всем рекомендую!), там ещё была эвакуация с острова Averon. Вобщем ситуация такова: нужно добраться до города где-то в 15 км от стартовой позиции за 15 минут, причём через вражеские позиции. У противника ЕМНИП танковый взвод россыпью, взвод-два пехоты, и ещё ко всему вертушка в воздухе. А рядом в полкэмэ деревенька, а в деревеньке трактор и легковушка, ага. Ну я бегом в деревеньку, сел в машину (она к удивлению оказалась незаперта), и газанул. Проехал прямо мимо вражеского дозора, они чуток постреляли в догон, и даже кажется попали. Потом слышу рядом какой-то шум, оказалось, что это по мне вертушка долбает из пушки. Мажет. Ну а фигли, стольник, или даже полтора, тут даже ПТУРом не факт, что попадёшь. На входе в город проехал в упор рядом с танком, тот меня похоже засёк лишь когда я уже скрылся за поворотом. Потом задавил троих солдат, после чего на вдрызг разбитой машине приехал на точку эвакуации, через пару минут после начала игры, ага. Приехал, чтобы узнать, как меня наебали разработчики игры. Но не суть.

Концепция HMMWV определённо хороша. Если хамви сможет делать хотя бы 50 км/ч по полю, то ему уже можно будет не бояться танков, а всё остальное для неё будет мясом. Конечно же, прорывать линию фронта за хамви будут другие, более тяжёлые машины, но потом колонны хамви выходят на оперативный простор, и ищи их там, как наши искали немцев в 1941м. Под Можайском, ага. Однако, хамви действительно многоцелевое шасси, и на её базе можно сделать далеко не только крейсерский танк двадцать первого века, хамви вполне может исполнять и задачи традиционных джипов и грузовиков.

Прикинем задачи для машин на шасси промежуточного класса.

1. Крейсерская боевая машина.
Кто-то должен делать глубокие рейды по тылам противника, нарушать коммуникации, громить колонны и эшелоны, устраивать неожиданные засады и налёты. Тут необходима высокая скорость перемещения, в том числе и по пересечённой местности, и возможность установки лёгких станковых вооружений: ПТРК, автоматических гранатомётов, крупнокалиберных пулемётов, и т.п. Бронезащита корпуса не является критичной, поскольку экипаж имеет бронежилеты, плюс от серьёзного обстрела никакая бронезащита не спасёт, потому что даже если экипаж и переживёт обстрел, то он наверняка не сможет эвакуироваться, и при серьёзном раскладе ему придётся застрелиться самому. Таким образом, для рейдовой машины всё должно приноситься в жертву подвижности, скорости, и бронезащита тоже целесообразна лишь в плане обеспечения подвижности. Хамви для этой цели вполне хороша.



2. Транспортёр вооружений.
Это возможно даже первоочередная задача концепции хамви: выскочить, выстрелить, и сбежать до ответного удара; транспортёру вооружений жизненно необходима высокая подвижность, и всё остальное приносится ей в жертву. При максимальном весе машины в пять тонн, на оружие можно потратить тонны полторы-две. Чем можно нагрузить такую машину?
- турель с лёгкой автоматической пушкой, ПТРК и т.п.;
- миномёт, лёгкая гаубица, и прочая лёгкая артиллерия, причём желательно не в буксируемом, а в возимом виде;
- лёгкая РСЗО, ЗРК малой или средней дальности, и т.п.



3. Кунг (фургон).
Санитарная машина, командно-штабная машина, аппаратная связи, радиолокационная станция, и прочая "коробка" с рабочими местами для нескольких человек. В СССР данная ниша покрывалась машиной ГАЗ-66, хотя военные при возможности предпочитали более крупные ГАЗ, Урал и Камаз. А американский хамви эти задачи выполняет откровенно плохо, поскольку его "коробка" слишком мала, и такой выбор шасси имеет смысл только для подразделений, целиком вооружённых этими HMMWV. Определённо, в габаритах лёгкого шасси машина с кунгом должна быть исключительно безкапотной компоновки, да и ту стоит при первой же возможности заменить на полноценный грузовик. Кстати говоря, на базе хамви в своё время как раз и был создан такой безкапотный грузовик, но до американской армии он почему-то не дошёл.



4. Транспортные задачи.
Тут, как и в предыдущем случае, платформа хамви имеет смысл только в подразделениях, использующих эту хамви для прочих задач, т.е. в крейсерских подразделениях. Во всех остальных случаях платформа хамви проигрывает и классическим джипам, и полноразмерным грузовикам, и даже в СССР ГАЗ-66 использовался практически исключительно в воздушно-десантных войсках, по причине ограниченности в размерах. Таким образом, транспортные задачи для среднего шасси являются второстепенными.



Машины промежуточного класса не являются полноценными грузовиками, однако, как вы наверное помните, такой "полутораполосный" автомобиль должен иметь ширину где-то около 2,4 метра, что очень и очень близко к современным основным грузовикам. Грузовики там конечно тоже должны бы изрядно подрасти, но всё равно, видеть в таком "промежуточном" шасси большую легковушку, а не грузовик, это достаточно сложно. Но это именно большая легковушка, потому что на низовом армейском уровне просто не нужен полноценный грузовик.

У боевых частей нету тяжёлых и объёмных грузов, да и целый взвод в грузовик сегодня утрамбовывают только от крайней нужды, больше одного-двух отделений сейчас уже обычно не возят. Низовым подразделениям сейчас просто не нужен ни пятитонный, ни семитонный грузовик, им нужно всего лишь две-три тонны грузоподъёмности, в связи с чем современные камазы и уралы уже потеряли третий мост и стремительно теряют в размерах грузовой платформы, приближаясь по габаритам к ГАЗ-66. Но и это лишь временные решения, потому что армии нужно совсем другое.

Армии сейчас нужна не грузоподъёмность, и не проходимость, а подвижность, для чего нужно кардинально перерабатывать конструкцию автомобиля, и не только в плане ходовой части, а вообще концепцию в целом. Для понижения центра тяжести нужно отказываться от традиционной рамы и двигаться в сторону несущего кузова, а отказ от рамы требует переделывать вообще всё. Кроме того, при использовании современных технических решений подобный "подвижный" средний грузовик едва ли будет просторнее хамви, и внушительные внешние габариты будут соседствовать с "легковой" вместимостью, вобщем как ни крути, но нишу промежуточных грузовиков будет занимать именно разжиревшая легковушка, а не похудевший грузовик. Кстати говоря, новое поколение хамви ещё больше увеличилось в размерах, и уже совсем не тянет на название "большого широкого джипа", вот, полюбуйтесь:



Это уже практически полноценный грузовик, хотя от грузовика там одно название. :) Нет, определённо, армейские "промежуточные" шасси являются слишком специфичными, и для гражданских нужд они просто никакие, даже если забыть про их габаритную нестандартность. И даже если забыть об армейской специфике и говорить о классических средних грузовиках, то вывод будет примерно аналогичный, потому что ниша "промежуточных" грузоперевозок вне армии отсутствует как класс.

Гражданские грузоперевозки можно смело поделить на два уровня: междугородние межскладские перевозки, и конечная развозка. Для грузоперевозок между складами нужен максимально большой грузовик, поскольку перевозка груза на нём обходится дешевле, а для ниши развозного грузовичка, наоборот, нужна достаточно малая машинка, поскольку вес груза тут уже теряет значение, и на первый план выходит уже количество рейдов, то есть развозных грузовичков должно быть как можно больше, для чего они должны быть дешевле, и, следовательно, меньше размером. И ничего среднего сюда не внедрить.

Средние грузовики вне армии могут существовать только лишь при условии выдавливания из своих ниш грузовиков или легковушек, к примеру, из-за ограничений на дорожный габарит, исключающее использование тяжёлых грузовиков, либо из-за относительной крупногабаритности груза, делающей невозможной его перевозку легковым автотранспортом. Но придумать обстоятельства, в которых вместе с тяжёлыми грузовиками не будут запрещены средние, лично мне трудно, а крупногабаритных грузов у нас нет, да и если бы были, то практически ничего не стоит наладить выпуск легковых полуприцепов, которые повысят вместимость легковушек практически до уровня средних грузовиков. Вот и получается, что "промежуточные" грузовики остаются за забором, и используются разве что для монтажа каких-нибудь среднегабаритных механизмов, вроде тех буровых установок, с которым мы чаще всего видим наши "промежуточные" ГАЗ-66.

Средние шасси не имеют места в гражданской жизни, в связи с чем они выходят значительно дороже легковушек и грузовиков из-за невозможности использования узлов гражданских машин, что ещё более усугубляет их изначальную дороговизну. По правде говоря, средние шасси слишком дороги для массового армейского автомобиля. Промежуточное шасси вполне могло бы заменить в армии все легковые джипы и значительную часть грузовиков, но это делать неразумно в виду их дороговизны, тем более что в серьёзных "тяжёлых" подразделениях все эти джипы и грузовики по-хорошему нужно заменять не на средние колёсные грузовики, а на куда более эффективные бронированные гусеничные шасси. Таким образом, промежуточные шасси и для армии являются достаточно специфическими, и их удел, это "промежуточные" подразделения, которые сильнее и дороже обыкновенной пехоты, но не настолько дороги, как полноценные танковые части. Промежуточные шасси нужны исключительно для "лёгких" ударных подразделений, десантных, аэромобильных.

Подведём итоги. Для среднего шасси оптимальной является машина типа хамви, причём сразу в двух вариациях: капотной и безкапотной. Америкосы зажмотились ввести в войска такой безкапотник на узлах хамви, что по сути дела не создавало бы особых проблем, ну и поимели проблем с кунгами и грузовыми платформами. Надеюсь, что мы будем умнее. Кстати говоря, у нас почему-то тоже безкапотная компоновка не особо прижилась, по крайней мере "Садко", наследник ГАЗ-66, уже имеет внушительный капот, отъедающий изрядный объём кузова. Военные мотивируют это повышением противоминной защиты, но десантникам эта защита нужна как зайцу стоп-сигнал, ну, если это действительно десантники. Видимо причина тут куда банальнее: ГАЗ скорее всего просто не смог сделать нормальную безкапотную кабину. Да, понятное дело, российская промышленность, это лишь бледная тень промышленности СССР. Вот на такой унылой ноте видимо и придётся завершить разбор армейских легковых автомобилей...
Tags: вещи земные, военная техника, классификации, метрика и стандартизация, теория контейнеров, теория транспорта, транспорт, тут фотка, это хороший пост, я художнег
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments